Помимо названных признаков в структуру национально-государственного самосознания входит наличие государственности. Кристаллизованным выражением национального самосознания является национальная идея, которая проявляется в высоком самосознании народа и осознании им своего особого исторического пути. Наличие национальной идеи характерно для каждого народа. Так, В. Соловьев использовал в своем докладе (Париж, 1888) термин «русская идея» для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности. Впервые русская идея была сформулирована псковским монахом Филофеем в ХУI веке для обозначения особой миссии русского народа: «Москва-Третий Рим», в 30-х годах ХIХ века граф С. Уваров представил ее в виде формулы «Православие, самодержавие, народность. Во Франции в роли национальной идеи выступает лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство». Национальная идея особенно проявляется в периоды национального возрождения, а также когда существование нации находится под угрозой.
|
|
Белорусская национальная идея также имеет глубинные корни, связанные с тем историческим путем, который прошел белорусский народ в его борьбе за свободу, за право «людзьмi звацца». Суть белорусской национальной идеи заключается в стремлении белорусского народа к свободе, самостоятельности, благосостоянию, в любви к своей Родине, особенно к малой родине («роднаму куту»), желании сохранить белорусский язык и культуру. Приобщение к национальной идее наделяет человека чувством патриотизма (от греч. patris – родина, отечество), выражающемся в любви и преданности к своей Родине, гордости за ее успехи и горечи за неудачи.
В результате обретения Республикой Беларусь независимости встал вопрос о формировании национально-государственной идеи, которая обозначается на основе консенсуса интереса всех граждан, проживающих на территории Беларуси. При этом необходимо учитывать интересы не только титульной нации, но и других национальностей, а также различных политических сил. Доминантой такой идеи выступает «построение сильной и процветающей Беларуси».
По мнению С.П. Паречиной, национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, – независимость, стабильность, благосостояние.
Функциями национально-государственной идеи являются: 1) интегративная, так как она выступает ценностно-нормативным фактором объединения общества; 2) объяснительная, заключающаяся в обосновании существующего политического строя и общественного порядка Республики Беларусь; 3) целеполагающая, поскольку она формулирует цели, консолидирующие общество, и закрепляет направления общественного развития.
|
|
Таким образом, ценностная сердцевина национально-государственной идеи проста и понятна каждому жителю Беларуси – процветание Беларуси и благосостояние ее граждан.
Тесты для самоконтроля № 4
1.Первая Конституция Республики Беларусь была принята:
а) в 1919 г.; б) в 1927 г.; в) в 1978 г.; г) в 1994 г.
2.Отличительной особенностью политической жизни Полоцкого княжества было:
а) существование в крупных городах «вече»;
б) монархическая форма правления;
в) анархия;
г) охлократия.
3.Какой исторический документ имел важное политико-правовое значение для белорусских земель в 15-16 вв.:
а) Статуты ВКЛ;
б) Конституция 1994 г.;
в) Люблинская уния 1569 г.;
г) подписание Соглашения 8 дек. 1991 г. в Беловежской пуще о денонсации договора от 30 дек. 1922 г.
4. По какой Конституции живем мы сейчас:
а) 1919 г.; б) 1927 г.; в) 1978 г.; г) 1994 г.
5.На каком этапе государственного развития Беларуси сформировалась белорусская нация:
а) раннефеодальном этапе развития Полоцкого княжества;
б) этапе феодального развития ВКЛ;
в) этапе капиталистического развития Северо-Западного края Российской империи;
г) этапе социалистического развития БССР.
6. Впервые была озвучена национальная идея белорусов:
а) Псковско-печерским монахом Филофеем («Москва – третий Рим»);
б) деятелями Французской революции («свобода, равенство, солидарность»);
в) Я.Купалой в верше («А хто там iдзе у вялiкай гэтай грамадзе. – Беларусы.
А чаго яны хочуць? – Людзьмi звацца…»);
г) Погодин, Уваров («Самодержавие, православие, народность»).