Частная профилактика строится на основе учета групповых и индивидуальных факторов риска. Она направлена на своевременное выявление учащихся, находящихся в суицидоопасном состоянии, и оказание им психологической помощи и поддержки.
По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединять меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера и быть непрерывной, последовательной, с участием всех должностных лиц образовательного учреждения НПО, СПО.
Стратегические цели профилактической работы – развитие личности подростка, юноши:
· осознание собственных ценностей и смысла существования;
· развитие уверенности в себе;
· развитие навыков успешного взаимодействия с окружающими;
· развитие навыков и умений целеполагания, планирования, и как итог – формирование созидательной и активной жизненной позиции;
· формирование рефлексивных качеств, заключающихся в осознании и развитии внутреннего потенциала учащегося.
|
|
Основные направления деятельности педагога-психолога по профилактике возникновения суицидального поведения среди учащихся:
1. Выявление учащихся, находящихся в кризисном состоянии.
Задачи: выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, работа с семьей подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности учащегося, снятие стрессового состояния (психологические методики представлены в главе 3).
2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в кризисном состоянии, группы суицидального риска.
3. Организация профилактических мероприятий по предотвращению суицидального поведения среди подростков и юношей.
Работа по выявлению детей, находящихся в кризисном состоянии, группы суицидального риска включает в себя:
- проведение мониторинга среди учащихся НПО, СПО по выявлению детей, находящихся в кризисных ситуациях;
- изучение межличностных взаимоотношений учащихся в учебных группа, выявление изолированных детей;
- изучение адаптации учащихся 1 курса, в том числе, самооценки, уровня тревожности, локуса контроля и др.;
- проведение комплексной психологической диагностики учащихся с проблемами обучения, развития, воспитания;
- консультации с педагогическими работниками, родителями.
С учетом результатов диагностических исследований с учащимися проводится психокорреционная работа по решению выявленных проблем.
Педагоги-психологи организуют психолого-педагогическое сопровождение подростков и юношей с высокой степенью суицидального риска, которое включает в себя комплексное психологическое обследование этих детей, составление и реализацию индивидуальной программы помощи.