Система информационного обеспечения ФМ

Информационная система ФМ – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия, можно условно разделить на две основные катего­рии: внешне и внутренние пользователи.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производст­венного и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансовый план предприятия на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема реализации, ценах продаваемых товаров, направлениях инвести­рования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и др. Очевидно, что для принятия таких решений требу­ется полная, своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться. Кроме того, финансовая отчетность является связующим зве­ном между предприятием и его внешней средой. Целью представ­ления предприятием отчетности внешним пользователям в усло­виях рынка является прежде всего получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, от того, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия.

Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделя­ются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании, и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.

К первой группе относятся:

· нынешние и потенциальные собственники предприятия, кото­рым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;

· нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчет­ность для оценки целесообразности предоставления или про­дления кредита, определения условий кредитования, опреде­ления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предпри­ятию как к клиенту;

· поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

· государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

· служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив рабо­ты на данном предприятии.

Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетнос­ти — это те юридические и физические лица, кому изучение от­четности необходимо для защиты интересов первой группы поль­зователей. В эту группу входят:

· аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на со­ответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;

· консультанты по финансовым вопросам, использующие отчет­ность в целях выработки рекомендаций своим клиентам от­носительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

· биржи ценных бумаг;

· регистрирующие и другие государственные органы, принимаю­щие решения о регистрации фирм, приостановке деятельно­сти компаний, и оценивающие необходимость изменения ме­тодов учета и составления отчетности;

· юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

· пресса и информационные агентства, использующие отчет­ность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расче­та обобщающих показателей финансовой деятельности;

· торгово-производственные ассоциации, использующие отчет­ность для статистических обобщений по отраслям и для срав­нительного анализа и оценки результатов деятельности на от­раслевом уровне;

· профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.

К информации, включаемой в систему ФМ на предприятии, предъявляются следующие основные требования:

- Значимость, которая определяет, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений, в первую очередь, в процессе формирования финансовой стратегии предприятия, разработки целенаправленной политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, подготовки текущих и оперативных финансовых планов.

- Полнота, которая характеризует завершенность круга информативных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

- Достоверность, которая определяет, насколько формируемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, правдиво характеризует внешнюю финансовую среду, нейтральна по отношению ко всем категориям потенциальных пользователей и проверяема.

- Понятность, которая определяется простотой ее построения, соответствием определенным стандартам представления и доступностью понимания (адекватности ее толкования) теми категориями пользователей, для которых она предназначается.

- Релевантность (или избирательность), определяющая достаточно высокую степень использования формируемой информации в процессе управления финансовой деятельностью предприятия.

- Информационное переполнение системы ФМ усложняет процесс отбора необходимых информативных данных для подготовки конкретных управленческих решений, приводит к формированию малосущественных альтернативных проектов этих решений, удорожает процесс информационного обеспечения управления финансовой деятельностью предприятия.

- Сопоставимость, которая определяет возможность сравнительной оценки стоимости отдельных активов и результатов финансовой деятельности предприятия во времени, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия с аналогичными хозяйствующими субъектами и т.п.

- Эффективность, которая применительно к формированию информационной системы ФМ означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников. Делится на 4 основные группы.

1) Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней инвестиционной среды предприятия при принятии стратегических решений в области инвестиционной деятельности (стратегии реального и финансового инвестирования, политики формирования инвестиционных ресурсов, разработки системы перспективных целевых показателей инвестиционного менеджмента). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока.
В первом блоке — „Показатели макроэкономического развития“ — содержатся следующие основные информативные показатели, характеризующие инвестиционный климат страны и используемые в процессе управления инвестиционной деятельностью предприятия:
а) темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
б) распределение национального дохода на потребление и сбережение;
в) объем капитальных вложений;
г) ввод в действие основных средств;
д) индекс инфляции;
е) учетная ставка центрального банка и другие.
Во втором блоке — „Показатели отраслевого развития“ — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие:
а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика;
б) динамика объема капитальных вложений;
в) общая стоимость активов предприятий, в том числе внеоборотных, их возраст;
г) сумма собственного капитала предприятий;
д) сумма балансовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) и инвестиционной деятельности;
е) ставка налогообложения прибыли по основной и инвестиционной деятельности;
ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде и другие. 2) Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых инвестиций, привлечения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации. 3) Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Система информативных показателей этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: "Банки"; "Лизинговые компании"; "Страховые компании"; "Инвестиционные компании и фонды"; "Поставщики продукции"; "Покупатели продукции"; "Конкуренты". Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с результативными основными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами). 4) Нормативно - регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: "Нормативно - регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия" и "Нормативно - регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка". Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников. Делится на 3 группы.

1) Показатели финансовой отчетности предприятия. Система информативных показателей этой группы широко используется как внешними, так и внутренними пользователями. Она применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия. Преимуществом показателей этой группы является четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности. В то же время информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: отражение информативных показателей лишь по предприятию в целом; низкая периодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности - только один раз в год); использование только стоимостных показателей.Показатели, входящие в состав этой группы, подразделяются на три основных блока.

В 1-ом содержатся показатели, отражаемые в "Балансе предприятия". Этот баланс содержит два основных раздела - "Актив" и "Пассив". В составе Актива отражаются показатели следующих трех разделов: внеоборотные активы; оборотные активы; затраты будущих периодов. В составе Пассива отражаются показатели следующих пяти разделов: собственный капитал; обеспечение предстоящих затрат и платежей; долгосрочные обязательства; текущие обязательства; доходы будущих периодов.

Во 2-ом содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о прибылях и убытках" предприятия. Этот отчет включает показатели по следующим трем разделам: 1) финансовые результаты; 2) элементы операционных затрат; 3) расчет показателей прибыльности акций.

В 3-м содержатся показатели, отражаемые в "Отчете о движении денежных средств" предприятия. Этот отчет построен в разрезе следующих разделов: движение средств в результате операционной деятельности; движение средств в результате инвестиционной деятельности; движение средств в результате финансовой деятельности.

2) Показатели управленческого учета предприятия. Система этой группы показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени - в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности. В сравнении с финансовым управленческий учет обладает следующими основными преимуществами: он отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно, и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений (при необходимости информация может представляться даже ежедневно); этот учет может быть структурирован в любом разрезе - по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п. (при одновременном агрегировании показателей в целом по предприятию); он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. Результаты этого учета являются коммерческой тайной предприятия и не должны предоставляться внешним пользователям. Группы показателей формируются в процессе управленческого учета обычно по следующим блокам: а) по сферам финансовой деятельности предприятия; б) по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация финансовой деятельности); в) по центрам ответственности (созданным на предприятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций).

Управленческий учет строится индивидуально на каждом предприятии и должен быть в первую очередь подчинен задачам информативного обеспечения процесса оперативного управления финансовой деятельностью.

3) Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля над ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: