Менеджмента

Как было показано ранее, политический менеджмент позволяет решать различные политические задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Н. Макиавелли, например, в одном лице был, пользуясь современ­ным языком, и имиджмейкером, и спичрайтером, и советником, и помощником. Однако возрастание значения политического ме­неджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области.
Появились люди, специализирующиеся на решении различных по­литических задач.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, поли­тический РК, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них.

Политический имиджмейкинг (от англ. image — образ и making — создание, производство) является одним из старейших видов поли­тического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Глав­ная задача этого вида политического менеджмента — сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекатель­ным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение — орга­низация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регу­лярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и ин­терес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Дан­ное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз боль­ше научных и публицистических работ, чем любому другому виду по­литического менеджмента.

Политический брендинг (бренд — торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способ­ных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд — это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочета­ния или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам вконце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновле­ние страны, и тех, кто противился этому обновлению.

Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что глав­ный смысл политического брендинга как вида политического ме­неджмента — формирование политической идентичности в ин­тересах субъекта управления.

Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на по­иск путей и средств снижения политического противостояния непо­литической напряженности в обществе.

Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими реше­ния в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов. Лоб­бирующая группа вторгается в сферу политических властных отно­шений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, за­конным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

Мы выделяем как особый вид политического менеджмента поли­тику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альян­сов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид по­литического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее I названных.

Одним из важных видов политического менеджмента в современ­ных условиях является политический PR. (PR – public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «по­литический» в единственном числе, потому что английская аббревиа­тура PRпроизносится как «пиар», и употребление множественного
числа с этим словом не принято.) Поскольку в литературе понятие
«политический PR»трактуется неоднозначно, то ниже мы остано­вимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

Подведем промежуточный итог. Политический менеджмент по­зволяет решать различные политические задачи, что дает возмож­ность выделить несколько его видов. На рис. 2 можно видеть класси­фикацию основных видов политического менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: