Общая характеристика процессов структуризации

В различных определениях обычно подчеркиваются два аспекта понятия «социальная структура». Во-первых, этим термином обозначается сеть упорядоченных и взаимно обусловленных связей между элементами социальной системы (структура общества, структура организации и т.п.), а во-вторых – относительно стабильные социальные позиции, требующие соответствующих относительно устойчивых моделей поведения (статусы и роли). Эти два аспекта социальной структуры взаимосвязаны, так как упорядоченность отношений на уровне социума, общества достигается только в том случае, если в действиях людей постоянно воспроизводятся элементы этих отношений – относительно устойчивые образцы социального поведения. Целостность общества или любого иного социального образования разрушается, если происходит сбой в процессах структуризации, если индивиды перестают в своих действиях воспроизводить социальные структуры. Можно сказать. Что социальные структуры существуют в виде сложившихся в обществе взаимосвязанных устойчивых моделей поведения, которые люди используют в своей повседневной жизни. Для обозначения такого обусловленного внешней структурой поведения применяется понятий «социальная роль». Социальная роль – это ожидаемое поведение человека в типичной ситуации. Например, митинг как типичная ситуация предполагает, что какая-то часть людей будет играть роль ораторов, а другая – слушателей. И от тех, и от других ожидают вполне определенных моделей поведения: от оратора – выступления, от слушателей – внимания к выступающим. Если эти модели поведения не воспроизводятся, то речь может идти о чем угодно – о толпе, о манифестации, но не о митинге. Внешняя схожесть при воспроизводстве структурированного отношения с театральным действием ведет к тому, что при его описании часто используются такие понятия, как инсценировка, разыгрывание сценария, постановка сцены. Почему возникают социальные структуры? Мы живем в структурированном социальном мире. Для нас существующие в обществе нормы, правила, определяющие содержание моделей поведения, являются чем-то само собой разумеющимся, и мы обычно не задумываемся, как они возникли и почему обрели именно эту форму. Однако для понимания значимости социальных структур в жизнедеятельности людей, в том числе в политике, нам необходимо составить самое общее представление о том, как идет процесс их создания. Социальные структуры либо возникают в результате появления привычки к повторяющимся взаимодействиям, либо создаются рационально, путем направленного формирования определенных норм, обычно первоначально поддерживаемых силой. В работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», на наш взгляд, хорошо показаны особенности первого случая становления социальных структур. После неоднократного повторения этого взаимодействия его образ закрепляется в памяти людей и начинает воспроизводиться ими по привычке. Если затем знание об этом образе действия передается другим людям как важное и необходимое, то и те, другие, начинают следовать избранной модели поведения. Так происходит «отделение» модели поведения от ее создателей, ее реификация (овеществление), превращение в объективную данность. Иными словами, появляются нормы, правила поведения, обязательные для всех членов общества. Создание новых структур возможно не только «снизу», т.е. через привычку к складывающимся взаимодействиям и их последующую формализацию, но и «сверху», когда параметры новой структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. В этом случае процесс структурирования обретает как бы обратный характер: вначале предлагается готовые нормативные отношения, задается алгоритм будущей деятельности, а затем происходит выработка привычки к этой деятельности. Структуры, создаваемые таким образом, обычно нуждаются на начальном этапе в мощной идеологической или даже силовой поддержке, чтобы затем обрести нормальный ритм своего функционирования. Например, в стране принимается закон, регламентирующий порядку избирательного процесса вынуждены подчиняться этому порядку, независимо от того, нравится он им или нет, имели они опыт участия в избирательных кампаниях или не имели. Каким бы образом ни складывались социальные структуры, они всегда превращаются в объективный фактор, влияющий на деятельность индивидов. Как пишет Дж. Тернер. Структуры задают ограничивающие параметры поведению человека, «они обозначают пределы "сценической деятельности" индивидов, помещая их в реальное физическое пространство; ограничивают виды возможных процессов утверждения значимости притязаний и возражений; обеспечивают контекстуальную основу для учета тех видов деятельности, которые позволяют людям развивать чувство реальности; диктуют возможные виды постановки ролей; дают намеки для понимания ролей; организуют ролей и виды их деятельности в направлениях, которые поощряют (или тормозят) взаимную типизацию». Иными словами, социальные структуры ограничивают свободу выбора индивида, ориентируя его на вполне определенные, общепринятые образцы поведения. Но вместе с тем социальные структуры позволяют человеку не тратить психическую энергию на оценку вариантов действия в типичной ситуации, потому что таким же способом они воздействуют и на других людей, типизируя их действия и, следовательно, делая их более определенными и предсказуемыми. Структуры позволяют выстраивать линию поведения среди незнакомых людей, расшифровывать их действия и даже намерения.

Социальные структуры окружают нас незримо. Мы их не видим, не слышим, но какое-то особое чувство всегда подсказывает нам, где и когда надо играть ту или иную социальную роль. Каков же механизм воздействия социальной структуры на человека? Есть три социальных процесса, которые делают человека чувствительным по отношению к социальным структурам, позволяют ему различать их и реализовы-вать в своих действиях: социализация, социальный контроль и леги­тимация.

Социализация — это процесс усвоения индивидами сложившихся в обществе норм, правил, образцов поведения, процесс научения тому, как надо исполнять социальные роли, какие надо соблюдать требова­ния, т.е. процесс получения знаний о социальных структурах и навыках воспроизводства социальных структур в своих действиях. Социа­лизацию осуществляют в обществе семья, учреждения образования и культуры, различные группы и организации, в том числе поли­тические, средства массовой информации. Благодаря этой разветвленной сети агентов социализации индивиды знакомятся с основны­ми требованиями, предъявляемыми к тем или иным статусным позициям, они научаются быть гражданами, избирателями, налого­плательщиками, партийными активистами, государственными чиновниками, депутатами парламента и т.д.

Социальный контроль представляет собой действия людей, направ­ленные на сдерживание поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Он осуществляется двумя основными способа­ми. Во-первых, в виде применения различных санкций по отношению к тем, кто «неправильно» исполняет социальные роли, кто нарушает общие правила, кто демонстрирует девиантное (отклоняющееся) по­ведение. Санкции могут быть самыми разнообразными — от осуждающих взглядов близких друзей до применения насилия, но в любом случае нарушителю нормативного порядка дают знать, что его пове­дение недопустимо, что оно нуждается в корректировке. Во-вторых, люди склонны к поощрению действий тех, чье поведение отвечает их ожиданиям. Поощрение может быть в виде простого одобрения, бла­госклонного взгляда, награждения, предоставления привилегий и т.п. Действенность социального контроля определяется не только готов­ностью окружающих людей применять санкции или поощрять приемлемые для социума формы поведения, но и тем, насколько значимы для индивида, испытывающего внешнее воздействие, окружающие его люди, насколько ценит он их хорошее расположение, насколько высоко оценивает выгоду своего подчинения, насколько опасается отчуждения и изоляции.

Легитимация — это процесс формирования и культуре обществапредставлений о важности, значимости, целесообразности сложившегося в обществе нормативного порядка, соответствующих социальных структур и последующего внесения этих представлений в массовое сознание. При помощи легитимации различным нормам и правилам придается особый, можно сказать, сакральный смыслобосновывается ценность того или иного вида поведения, объясняется, почему следует отдавать предпочтение именно этой, а не иной модели действия. Так, норма, определяющая порядок уплаты налогов подкрепляется ценностными суждениями, идеями о необходимости заботиться о благе общества, о малоимущих, о детях и инвалидах.

Итак, при помощи процессов социализации человек получает знание о социальных структурах и первичные навыки исполнения различных социальных ролей. Благодаря социальному контролю осуществляется коррекция поведения, при необходимости человеку указывают на несоответствие его действий исполняемой социальной роли, существующим нормам и правилам. Процессы легитимации формируют в людях убежденность, что соответствующим образом исполненная социальная роль отвечает определенным ценностям, вносит упорядоченность в социальные отношения, способствует, например, утверждению демократии, справедливости и т.п.

В итоге социальная жизнь обретает упорядоченный характер, люди достаточно адекватно интерпретируют действия и намерения друг друга, социальный мир становится более определенным, и человек чувствует себя в таком мире уверенно. Смысл социальной жизни в конечном счете заключается в умении людей структурировать свои отношения, взаимодействия и пользоваться результатами этих постоянно развивающихся процессов структуризации при достижении своих целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: