Учебные вопросы
1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
2. Система принципов уголовного судопроизводства по Конституции РФ и главе 2 УПК РФ.
3. Теоретические концепции системы принципов уголовного судопроизводства.
Методические указания для обучающихся по подготовке к семинару
По первому вопросу, дать определение принципа и назвать критерии отнесения тех или иных нормативных положений к числу принципов. Объяснить значение ключевых слов, посредством которых определяется принцип («наиболее общее положение», мировоззренческая идея»), показать объективную природу принципов, а также субъективное начало в их формулировании. Раскрыть значение принципов, привести аргументы, объясняющие выделение в УПК РФ самостоятельной главы с названием «Принципы уголовного судопроизводства».
На основе анализа Конституции РФ выделить положения, имеющие уголовно-процессуальное содержание. Ответить на вопрос: может ли быть система принципов уголовного судопроизводства сформирована на основе конституционных норм? Воспроизвести и критически проанализировать систему принципов по главе 2 УПК РФ с учетом подходов к понятию принципа. Является ли принципом уголовного судопроизводства «назначение уголовного судопроизводства» (ст. 6 УПК РФ). Дать оценку включению в главу 2 УПК РФ ст. 61 «Разумный срок уголовного судопроизводства»: закон дополнен новым принципом либо требование о соблюдении разумного срока не отвечает критериям принципа. Отдельные авторы рассматривают требование соблюдения разумного срока в качестве аспекта принципа процессуальной экономии. Подготовить аргументы по вопросу о том, имеются ли положения принципиального характера, которые не включены в Кодекс, но которые требуется включить в систему принципов.
|
|
На основе анализа юридической литературы привести иные позиции относительно системы принципов. Обязательно проанализировать позицию проф. В.Т. Томина, наиболее известного разработчика теории принципов уголовного процесса. Для анализа можно взять позиции других ученых, в частности проф. В.П. Божьева, проф. А.А. Давлетова и др. Показать отличительные особенности систем принципов, формируемых разными авторами. Задуматься над вопросом о том, правомерно ли конструирование научной системы принципов при наличии четкого нормативного регулирования в этой части.