Для включения всех низковольтных цепей управления тяговыми двигателями на электровозах постоянного тока рукоятку выключателя управления переводят в положение Вкл. У контроллера реверсивная рукоятка 1 (рис. 21) съемная; она может быть установлена в одно из трех положений: Нулевое (контроллер заперт), «Вперед» и «Назад». Снять ее можно только при нулевом (среднем) положении. На электровозах ВЛ10, ВЛ10У эта рукоятка имеет дополнительно положения, соответствующие последовательному (С), последовательно-параллельному (СП) и параллельному (П) соединениям якорей тяговых двигателей при электрическом торможении.
Число позиций главной рукоятки 2 контроллера на электровозах разных серий различное, на электровозах ВЛ10, ВЛ10У позиции 1 —15-я, 17—26-я и 28—36-я — реостатные, а 16, 27 и 37-я — ходовые, на которых допустимо длительное движение.
Когда главная рукоятка находится на нулевой позиции, электрическая цепь двигателей разомкнута. Тормозную рукоятку 3 (см. рис. 21) на электровозах с электрическим торможением используют для поворота тормозного барабана контроллера (он же барабан ослабления возбуждения). На электровозах ВЛ10, BJI10y позиций ослабления возбуждения четыре. Тормозных позиций у контроллера, устанавливаемого на электровозах с рекуперацией, 15 и одна подготовительная (02).
|
|
Как видно из (рис. 21), главная и тормозная рукоятки снабжены вспомогательным рычагом. На торце рукояток есть кнопки А, связанные с защелками, фиксирующими ходовые позиции. Для включения контроллера реверсивную рукоятку 1 вкладывают в паз и переводят в положение Вперед-М или Назад-М в соответствии с выбранным направлением движения. Левой рукой обхватывают главную рукоятку 2 и вспомогательный рычаг Б. Поджимая ладонью рычаг к рукоятке, освобождают защелку из вырезов зубчатой рейки. Это позволяет перевести главную рукоятку при движении «на себя» небольшим усилием четырех пальцев; большой палец руки при передвижении главной рукоятки свободен. Лишь в момент перехода на новое соединение тяговых двигателей для освобождения другой защелки большим пальцем нажимают на торцовую кнопку А рукоятки.
Порядок передвижения тормозной рукоятки 3 такой же, за исключением момента включения ступеней ослабления возбуждения. В этом случае, нажав большим пальцем на кнопку в торце рукоятки, ладонью отодвигают рукоятку «от себя». При переводе главной и тормозной рукояток на низшие позиции (т. е. в сторону нулевой) рычаг придерживают прижатым к перемещаемой рукоятке.
Риг 21. Расположение рукояток контроллера машиниста электровозов ВЛ10 и ВЛ10у. 1 - реверсивно-селективная, 2 - главная, 3 — тормозная.
Для выключения тяговых двигателей главную рукоятку переводят на нулевую позицию. Машинист, уходя из кабины, снимает реверсивную рукоятку и тем самым запирает контроллер.