1. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время// Вопросы философии, 1998, № 10.
2. Бандурковский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологий» Фомы Аквинского // Вопросы философии,1997, № 9.
3. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.
Вопросы для обсуждения
- Чем отличается теология от философии?
- Почему средневековую философию называют схоластикой?
- Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?
- Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в настоящее время?
- Почему идеи Н. Коперника и Дж. Бруно встретили сопротивление церкви?
Литература
1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.
2. Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник. М., 1988.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
5. Мир философии. М., 1991. Ч.1.
|
|
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб., 1994. Т.2.
7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
8. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.
Тема 4. Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля) (4 часа)
1. «Коперниканский переворот» в картине мира. Влияние на развитие философии идей Коперника, Галилея, Ньютона.
2. Поиск методов познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Рационализм и эмпиризм в новоевропейском мышлении.
3. Целесообразность бытия общества – предмет философии Просвещения.
4. Теория познания и этическая концепция И. Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.
Опорные понятия темы
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, идолы познания, принцип cogito, прогресс, нравственный категорический императив, законы диалектики.
Статьи для обсуждения
1. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.
2. Лифшиц М. Эстетика Гегеля и современность//Вопросы философии. 2001. № 11.
Вопросы для обсуждения
- В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.
- Раскройте особенности индуктивного и дедуктивного методов познания.
- Прокомментируйте положение Р.Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола.- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?
|
|
- Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?
- Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы можно подобрать к этому понятию?
Литература
1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996
2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII-- начала XIX века. М., 1989.
3. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.
4. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.
5. Ильин В.П. Философия в схемах и комментариях. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.
6. Канныкин С.В. Философия Часть 1. Конспект лекций по истории философии. - Старый Оскол: ТНТ, 2007. - 424 с.