Развитие управленческой мысли в XVIII в

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирова­ния управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Соз­данная Петром I система управления имела необратимый характер.

Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев. В области управления хозяйственными делами России он особое значение придавал управлению финансовой политикой. Главным источником бо­гатства он считал торговлю, поэтому настоятельно рекомендовал доби-аться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом, той целью предлагалось изменить таможенный тариф и ввести специ-ные тарифы для отдельных портов и городов. Актуален и для совре-яои экономической политики совет Татищева, — не допускать к вы- У за границу золото и серебро в слитках, монете и посуде, разрешить з лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработки состав-ЛЯет не менее половины.


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

Татищев считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, при этом государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регули­ровать их в интересах России.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в ду­хе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления эконо­микой России по ее указанию издано «Учреждение для управления гу­берний Российской империи». Страна была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, а каждая губерния делилась на 10—12 уездов. При Екатерине II созданы благоприятные условия для развития русского предпринимательства; ликвидирована необходимость получения «разре­шительных указов» на открытие нового предприятия. Одновременно объ­явлено об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. В 1785 г. российские предприниматели получили от Екатерины II жало­ванную грамоту, согласно которой все купцы были подразделены на три гильдии. Купцы всех гильдий освобождались от личной рекрутской по­винности и от подушной подати, вместо которой они платили налог в размере 1% с объявленного капитала. Выше купцов разных гильдий было понятие «именитый гражданин». Обладатель такого титула должен был иметь капитал не менее 100 тыс. рублей и имел право владеть заводами, фабриками, загородными домами, садами. Богатство в этике многих рос­сийских предпринимателей не было самоцелью, а служило средством де­лать добро, служить людям. Богатство, если оно не было следствием тру­да, а создавалось за счет капитала, рассматривалось как грех.

Неслучайно в течение веков русские предприниматели воздвигали на свои деньги десятки тысяч церквей и часовен во искупление греховности богатства в различных городах страны. Меценатство, собрание и переда­ча в дар городам коллекций произведений искусства, финансирование социально-культурных мероприятий, добровольные пожертвования на нужды обороны — таков далеко не полный перечень славных дел русско­го купечества.

Именно оно в значительной степени подготовило расцвет националь­ной культуры, который наблюдался в конце XIX — начале XX в.

По существу, русское купечество выполняло функции дворянской аристократии и интеллигенции, которые они осуществляли в других странах. 68


2.3. Развитие менеджмента в России

Используя опыт Запада, в 1769 г. Екатерина II повелела впервые в России выпустить бумажные деньги (ассигнации), курс которых сначала не отклонялся от курса серебряного рубля, но по мере увеличения их вы­пуска неуклонно падал. В 1765 г. Екатериной II учреждено «Вольное эко­номическое общество к поощрению в России земледелия и домострои­тельства», но его деятельность в тот период была направлена на поиск рациональных путей развития сельского хозяйства и повышения его то­варности в условиях незыблемости крепостного права.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РОССИИ В XIX В.

К началу XIX в. невозможность управления государством старыми методами и необходимость общественных преобразований осознавались уже высшей властью. Основные преобразования управления экономи­кой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. Его наиболее значительным мероприятием была реформа центрального управления.

Были учреждены министерства, которые были построены на началах единоличной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперан­ский. Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систе­му власти Сперанский предложил разделить на три части: законодатель­ную, исполнительную и судебную, т.е. законодательные вопросы должны оыли находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответствен­ных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесо­словное самоуправление.

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В XX В.

начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под Руководством С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

Осуществляя денежную реформу, Витте использовал способ пониже­ния золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, экспортировавших хлеб, но была выгодна промышленному капиталу, импортировавшему машины, и госу­дарству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте винной монополии государство снова получило огромную прибыль. Для активного развития экономики России он разумно использовал на практике два объективных фактора того периода: дешевизну капитала на Западе и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса де­шевой рабочей силы.

Преемником Витте в экономике по праву считается Столыпин. Про­грамма его реформ затрагивала все отрасли государственного управле­ния и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Столыпин разработал и реали­зовал реформу о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири.

Он также решал триединую задачу, обеспечивающую успех пересе­ленческой политики: организация местного землеустройства, прокладка железных и 11 500 верст грунтовых дорог, предоставление переселенцам льготных ссуд и кредитов. Переселение в районы Сибири значительных масс населения решало важнейшую стратегическую задачу — укрепление обороны страны. По инициативе Столыпина разработана программа строительства шоссейных и железных дорог, предусматривалось повы­шение заработной платы всех чиновников, полицейских, учителей. Бес­платное начальное образование уже получило широкое распространение в 1908 г. и должно было стать всеобщим к 1922 г. Характерной чертой экономики России был крупный государственный сектор, в состав кото­рого входили Российский государственный банк, большинство железных дорог, огромный земельный фонд, а также многочисленные фабрики и заводы. В значительной степени подъему национальной экономики Рос­сии способствовала и система государственных заказов, особенно заказов на строительство железных дорог.

Роль государства в экономике страны еще больше возросла в годы Первой мировой войны, когда возникла острая необходимость в милита-70


2.3. Развитие менеджмента в России

цИИ экономики и улучшении снабжения армии. Для практического тения этих задач и усиления роли государства в управлении экономи-й в 1915 г. созданы «Особые совещания» по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г., когда вла-тельцы заводов, фабрик, банков покинули страну, экономика осталась без управления. Переход большого количества предприятий в обществен­ную собственность ставил перед Советом Народных Комиссаров (СНК) вопрос о способах управления ими. В поисках новых форм управления на микро и макроуровнях ВЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществляли ряд мер, наиболее принципиальными из которых яв­лялись следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего со­вета народного хозяйства (ВСНХ); образование местных органов эконо­мического управления.

Общественная собственность объективно требовала поиска методов, составляющих единую систему управления. Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков, введение монополии внешней торговли заложили основу социалистического сектора в эконо­мике.

В годы иностранной интервенции и гражданской войны экономиче­ская политика советского государства получила название «военного ком­мунизма». Краткие общие положения его следующие:

• замена постепенного социалистического преобразования «штурмо­вым» методом ликвидации капиталистических элементов;

• введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;

• использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней;

свертывание товарно-денежных отношений и натурализация произ­водственных отношений; введение всеобщей трудовой повинности.

Сущность экономики «военного коммунизма» характеризуется ди­рективно-командными методами управления сверху донизу и внеэконо-- ическими формами принуждения к труду.

Победа советской власти в гражданской войне и освобождение ре-нов от иностранных интервентов создали условия для введения нэпа в°и экономической политики). Центральным звеном стала замена


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

продразверстки продналогом, что создало личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда. Важнейшим фак­тором в развитии промышленности в период нэпа было оживление ка­питализма, наряду с которым разрешалась сдача в аренду частному ка­питалу мелких предприятий и привлечение иностранного капитала. Исключительно важным элементом нэпа была стабилизация советского рубля. В качестве разменной монеты стали использовать серебро и медь.

На макроуровне разработан и принят научно обоснованный план электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10 лет, который предполагал строительство электростанций, восстановление основ тяже­лой индустрии и транспорта; положено начало плановой работе всех го­сударственных органов.

Нэп дал определенные позитивные результаты: восстановлено сель­ское хозяйство, возрождалась промышленность, построены новые элек­тростанции, решалась продовольственная проблема, нэп дал импульс для развития производства потребительских товаров и торговли. При этом потребительская кооперация становилась ведущей торговой системой.

Но были и негативные стороны нэпа:

• тресты и предприятия в погоне за прибылью начали резко поднимать цены при уменьшении выпуска продукции;

• шло расслоение в уровне благосостояния народа.

В 1928 г. начался «Великий перелом», ознаменовавшийся «жесткой централизацией управления, сворачиванием нэпа, коллективизацией сельского хозяйства, форсированной индустриализацией страны. Курс на индустриализацию страны был продолжен и в годы довоенных пятиле­ток. В результате к началу Второй мировой войны наша страна стала мощной, индустриально-аграрной державой, которая смогла выстоять и победить в войне с гитлеровской Германией, покорившей почти всю Ев­ропу.

Эта же модель управления экономикой позволила в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, создать атомное оружие, развернуть космические исследования. Однако такая модель, доказавшая свою жизнеспособность в экстремальных ситуациях, стала давать сбои в условиях длительного мира, что стало особенно заметно в конце 80-х го­дов. 72


2.3. Развитие менеджмента в России

Активно проводил курс на совершенствование системы управления ■экономикой Н.С. Хрущев. Наиболее принципиальным решением явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления к территориальной (через советы народного хозяйства), что создало более благоприятные ус­ловия для организации труда и структуры управления на микроуровне и комплексного развития экономических ресурсов. Негативно сказались на системе управления ликвидация Хрущевым сельских райкомов партии и раздел обкомов на промышленные и сельские, но уже через месяц после отставки Хрущева и выхода его на пенсию А.Н.Косыгин отменил это его решение.

В сентябре 1965 г. принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В это время принято по­становление «О совершенствовании планирования и усилении экономи­ческого стимулирования». Косыгин утверждал, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях препятствует улучшению ассортимента и качества про­дукции. Вместо показателя «валовая продукция» предложено было ис­пользовать в планах предприятий показатель «объем реализованной продукции». Совершенствование экономического стимулирования вклю­чало улучшение системы ценообразования и системы оплаты труда. Оно проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, с другой стороны — за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях созданы фонды эконо­мического стимулирования:

1) фонд материального поощрения (средства используются на выплаты премий);

2) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительст­ва (средства идут на строительство и ремонт жилых домов, детских учреждений и др.);

) фонд развития производства (для финансирования нецентрализован­ных капитальных вложений по внедрению новой техники, механиза­ции и др.).

t> сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:

Ускорение социально-экономического развития (1986—1987 гг.);


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

• радикальная экономическая реформа (1988—1989 гг.);

• переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).

В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная систе­ма управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.

Накручивание объема производства в рублях, искусственное завыше­ние цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий по дешевым приводило к следующим негативным последствиям:

• усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства;

• систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов вы­пуска продукции;

• разбалансированию потребительского рынка, созданию всеобщего дефицита;

• увеличению эмиссии денег, которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб., т.е. в 4,5раза по сравнению с 1985 г.;

• росту внешней задолженности, которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.

Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Третий этап «перестройки» — переход к рыночным отношениям — направлен на повышение темпов социально-экономического развития СССР. После путча 1991 г. процесс приобретения союзными республика-. ми политической и экономической самостоятельности приобрел необра­тимый характер. Новый план углубления и ускорения формирования ры­ночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, на котором Б.Н. Ельцин выступил с обращением к де­путатам и народу, в котором говорилось о наличии уникальной возмож­ности за несколько месяцев стабилизировать экономику и начать процесс оздоровления.

Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствле­ние собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.

Для реализации одобренной программы образовано новое правитель­ство, во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс об­разования новых рыночных структур управления. 74


2.3. Развитие менеджмента в России

В частности, создан Государственный комитет РСФСР по управле­нию государственным имуществом, в функции которого входило:, разработка и реализация программы разгосударствления и приватиза­ции государственной собственности путем преобразования государ­ственных предприятий в акционерные общества;

• анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности;

• продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министер­ства были преобразованы в различные корпорации и холдинги, которые получили самостоятельность, необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной дея­тельности. Коренным поворотом в переходе к рыночной экономике стала либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия».

За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений: коммерческие банки и различные биржи, многочисленные акционерные общества раз­нообразных типов, фирмы как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Активное создание инфра­структуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъек­тивных причин ухудшило социально-экономическое положение населе­ния страны.

Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и двух-трехкратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а Цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В результате работа правительства признана неудовлетворительной, К.Т. Гайдар освобожден от занимаемой должности и.о. главы прави­тельства.

Новьщ премьер-министром стал B.C. Черномырдин, продолживший Урс «шоковой терапии», что вело к дальнейшему спаду производства и Ухудшению социального положения населения.

Принятие в 1993 г. новой Конституции заложило основы для прези­дентского правления в России. Согласно ей основные направления внут-


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

ренней и внешней политики государства определяет Президент; он на­значает Председателя правительства с согласия Государственной Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему усмотрению. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: структура органов местного само­управления определяется населением самостоятельно с учетом историче­ских и иных местных традиций. По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой.

В 1994 г. Президент подписал два пакета, состоящие из шести указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубление рыночных преобразовании в России, создание более благоприятных условий для кон­куренции и являются одним из базовых основ рыночных отношений.

Наиболее важными указами были следующие:

• «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой».

• «О некоторых вопросах налоговой политики».

• «О совершенствовании работы банковской системы РФ».

• «О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы». Исключительную важность для развития менеджмента как философии

бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О госу­дарственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». В ст. 1 этого Закона говорится, что государственное про­гнозирование развития РФ представляет собой систему научно обосно­ванных представлений о направлении этого развития, основанных на за­конах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической по­литики государства.

Главными факторами, не позволившими России в августе 1998 г. из­бежать девальвации рубля, явились отсутствие поддержки антикризисной программы правительства со стороны Государственной Думы и недоста­точный объем помощи со стороны МВФ (Международного валютного фонда).

Курс доллара по отношению к рублю неожиданно поднялся на 11 %• Попытки защитить рубль с помощью валютных интервенций были круп-76


2.3. Развитие менеджмента в России

ной ошибкой ЦБР (Центрального банка России). Это и послужило ре­шающим фактором «обвала» рубля в конце августа — начале сентября. Последствия кризиса:

1) снижение доверия инвесторов к правительству страны, ЦБР и Мини­стерству финансов России, что означало потерю возможностей займа и отток зарубежных инвестиций;

2) закрытие источников финансирования дефицита государственного бюджета, что означало переход к инфляционному характеру финан­сирования;

3) кризис отечественного банковского сектора, обострение кризиса пла­тежей.

Способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей бы­стро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспо­собности импортных товаров, будет определяться уровнем будущей ин­фляции. В специфических условиях российской экономики выбор при­оритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложным вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления, которую целесообразно строить на многовариант­ности и альтернативности ряда подсистем. Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие:

1) ориентация экономики на решение социальных задач;

2) достижение высокого уровня жизни;

3) формирование современной системы рыночных отношений при ак­тивной роли государственного регулирования;

4) создание высокоэффективной экономики, гибкой и выносливой к на­учно-техническим нововведениям;

5) укрепление социально-экономических основ Российского государст­ва;

о) необходимость обеспечить функционирование национальной эконо­мики как единого целого.

Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения сопро-!°ждается перестройкой управления, меняется экономическая обстановка возникает целый ряд проблем у действующих предприятий.

"се больше усиливается роль экономических методов управления,

асШиряются границы самостоятельности предприятий. В этих условиях

никает необходимость производству переориентироваться на потре-


Глава 2. Эволюция теории и практики менеджмента

бителя, повышается степень экономического риска и возникают все но­вые задачи управления производством, которое должно постоянно со­вершенствоваться в направлениях форм и методов, повышения его каче­ства, адекватности, оперативности и гибкости. Рыночные отношения требуют изменений сложившегося уровня специализации предприятия и его подразделений.

Предприятие должно быть готово к быстрой смене номенклатуры продукции с тем, чтобы своевременно удовлетворять потребности рынка. Это влечет за собой возникновение серийности производства и обяза­тельное совершенствование оперативно-производственного планирова­ния.

В последние годы в России значительно расширяется и развивается предпринимательская деятельность. Возникают малые предприятия, бы­стрее приспосабливающиеся к условиям рынка, более гибкие и чуткие к потребностям заказчика. Известно, что малое предпринимательство явля­ется основой становления рыночных отношений.

Практика показывает, что одной из наиболее распространенных ор­ганизационных форм рыночных отношений является развитие малого бизнеса. Во многих странах мира принято считать малыми предпри­ятиями те, на которых число рабочих и объем производства или продаж невелики.

Однако однозначного подхода к данной терминологии в мировой практике не существует. Иногда используются и качественные критерии, к ним можно отнести совмещение в одном лице хозяина и руководителя фирмы, обладание малой долей рынка, наличие неразвитой иерархиче­ской структуры управления. Однако чаще всего за критерии берут чис­ленность занятых на предприятии работников, стоимость основного ка­питала, объем продаж. Если посмотреть на европейский опыт, то нетрудно убедиться, что к малому бизнесу там относят предприятия с численностью от 5 до 50 человек. В России основной критерий отнесения предприятия к малому бизнесу — численность работников и доля участия в уставном капитале общественных организаций, юридических лиц и го­сударства.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод: сегодня россий­ским менеджерам и специалистам необходимо постоянно участвовать в семинарах, тематических дискуссиях, которые проводятся в учебных кур­сах и программах повышения квалификации, где изучаются передовой 78


2.3. Развитие менеджмента в России

опыт и современные проблемы эффективного ведения хозяйства в новой экономической ситуации.

Только грамотные и квалифицированные менеджеры способны пре­творить в жизнь те грандиозные планы по экономическому росту, кото­рые позволят России занять достойное место в числе высокоразвитых ци­вилизованных государств.

Вопросы для проверки

1. Каковы основные вехи развития менеджмента России в XVII в.?

2. Охарактеризуйте развитие управленческой мысли в XVIII в.

3. Каковы особенности управления экономикой России в XIX в.?

4. Что принесло развитие менеджмента в России в начале XX в.?

5. В чем сущность экономики «военного коммунизма»?

6. Какие реформы в экономике проводились в России в период совет­ской власти?

7. Каких три этапа характерны для управления экономикой в период перестройки?

8. Что дала либерализация цен, получившая название «шоковая тера­пия»?

9. Что послужило основными причинами кризиса в экономике России в августе 1998 г. и каковы последствия этого кризиса?

10. Каковы основные направления новой системы управления эконо­
микой России?


 

11. Какие задачи стоят перед российскими менеджерами в современ­ных условиях хозяйствования?


Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: