Одним из ярких показателей успешности менеджмента и всей организации является самомотивация сотрудников — их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Часто для таких людей главным стимулом является самореализация, соответствующая их «карте мотиваторов», которая означает свой для каждого человека набор личных приоритетов. С одной стороны, это может быть удобно руководителю: ему не надо прикладывать значительных усилий для дополнительной мотивации; но с другой — сотрудник часто становится плохо управляемым, особенно при частичной или полной потере интереса к работе, он Легко покидает компанию в ситуации, когда самореализация становится невозможной.
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
Существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков самомотивации у сотрудника таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.
Установки человека: позитив — негатив
|
|
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, не привычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной — позитивная «стремление» или негативная «избегание», — вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.
Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:
• позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем тебе дополнительный проект, чтобы ты мог проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту». Это произносится вместо следующего: «Ты получаешь дополнительную нагрузку за те же деньги»);
• выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;
• постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: «Наш отдел загружен гораздо меньше, чем бухгалтерия», «Ты сейчас делаешь эту работу быстрее, чем три месяца назад»;
• использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю тебе необходимые средства или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»
Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека, обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.
|
|
Практика показывает, что люди, которые регулярно используют такой прием, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни. 314
7.7. Самоменеджмент