В качестве стрессоров — факторов, влияющих на возникновение состояния стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые
Глава 12. Стрессы и конфликты
можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:
• повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов;
• критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию — от нескольких недель до нескольких месяцев;
• хронические стрессоры, которые могут длиться годами.
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:
I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
• перегрузки;
• однообразная работа;
• микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);
• интерьер, дизайн помещения;
• организация индивидуального рабочего места;
|
|
• неудобный график работы, сверхурочные;
• безопасность труда.
П. Факторы, связанные с профессией:
• понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);
• профессиональный опыт, уровень знаний;
• профессиональная подготовка, переподготовка;
• возможность проявления творческих способностей;
• ролевой статус;
• психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);
• социальная ответственность;
• обратная связь о результатах деятельности; III. Структурные:
• управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);
• соотношение структуры и функции, целей организации;
• нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;
• специализация и разделение труда;
• кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
• межличностные отношения с руководством, конфликты;
508
12.1. Стресс
IV. Личностные:
, нравственная зрелость и устойчивость;
а целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;
а удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);
а фрустрация, невозможность удовлетворения потребностей;
а особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.д.);
а особенности психического состояния (наличие утомления);
• особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).
|
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА СТРЕССА
Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю их уровня, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.
Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной — восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной сфере — резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере — изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.
Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».
Для эффективного управления предприятием или фирмой необходимо Учитывать организационный стресс, т.е. психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному
Глава 12. Стрессы и конфликты
стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.
Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика разработана во Франции и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный тест детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.
Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точно соответствуют состоянию последних 4 — 5 дней. Ошибочных или неправильных ответов здесь нет.
ТАБЛИЦА 12.1 Шкала психологического стресса
Утверждения | |||||||||
Я напряжен и взволнован (взвинчен) | |||||||||
У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту | |||||||||
Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени | |||||||||
Я проглатываю пищу или забываю поесть | |||||||||
Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются | |||||||||
Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым | |||||||||
Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке | |||||||||
Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен | |||||||||
Меня внезапно бросает то в жар, то в холод |
12.1. Стресс
|
|
Утверждения | |||||||||
Язабываю о встречах или делах, которые | |||||||||
должен сделать или решить | |||||||||
Я легко могу заплакать | |||||||||
Я чувствую себя уставшим | |||||||||
Я крепко стискиваю зубы | |||||||||
Я не спокоен | |||||||||
Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание | |||||||||
~16 | Я имею проблемы с пищеварением, кишечником | ||||||||
Я взволнован, беспокоен, смущен | |||||||||
Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать | |||||||||
Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть | |||||||||
Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание | |||||||||
У меня усталый вид; мешки или круги под глазами | |||||||||
Я чувствую тяжесть на своих плечах | |||||||||
Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте | |||||||||
Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты | |||||||||
Я напряжен |
Значение баллов:
1) никогда; 2) крайне редко; 3) очень редко; 4) редко;
5) иногда; 6) часто; 7) очень часто; 8) постоянно.
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
• Менее 99 баллов — низкий уровень стресса;
• 100 — 125 баллов — средний уровень;
• больше 125 баллов — высокий уровень стресса.
Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реагированию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс. Выделяется шесть позиций, типов личностного реагирования на стресс.
|
|
Честолюбивый тип. Для людей этого типа характерна сильно выраженная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный ко-
Глава 12. Стрессы и конфликты
нечный результат. В основном — это энергичные, подвижные, доминантные, агрессивные, ориентированные на дело люди (менеджеры, управляющие торговых сетей и точек, начальники отделов). Причины стресса: перегрузки, большая интенсивность деятельности, межличностных отношений недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса, характерные для людей этого типа: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечнососудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем.
Спокойный тип. Это в основном безмятежные, спокойные люди; ориентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо выдерживают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимостью к стрессу. Причинами для возникновения стрессогенной ситуации для них могут служить или другие люди, или профессиональные требования, способные разрушить или внести хаос в размеренное и стабильное течение жизни.
Совестливый тип. Люди этого типа, как правило, мелочны, педантичны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма, обязательны. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формальности и предписания. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающих стабильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности.
Не отстаивающий тип. Такие люди не могут ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронтации, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обострений в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возникающем на почве сложных межличностных коммуникаций.
Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, живущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Для таких людей причиной стресса может послужить рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.
Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимостью к стрессу, так как постоянно испытывают волнение и беспокойство по поводу возможных негативных ситуаций, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Для них характерно чрезвычайно высокое внутреннее напряжение и одновременно — низкая самооценка. Причины стресса 512
12.1. Стресс
для них — ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.
Стресс проявляется в зависимости от того, на сколько личность психологически и морально оказывается устойчивой к перегрузкам и как долго она может их выдерживать. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса.
Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:
• «волы» — лица, которые могут выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу;
• «кролики» — лица, которых даже небольшая длительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса;
• «львы» — лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.