Четыре «Р» продавца | Четыре «С» покупателя | ||
product | Продукт | Customer needs and wants | Нужды и потребности потребителя |
price | Цена | Cost to customer | Издержки клиента |
place | Место | Convenience | Удобство |
promotion | Продвижение | Communication | Коммуникация |
Четыре составляющие маркетинга-микс, с точки зрения продавца, есть инструменты маркетинга, которыми он оказывает влияние на покупателей. С точки зрения покупателей, предназначение каждого маркетингового инструмента – увеличение выгоды потребителя. Роберт Лотерборн предполагает, что 4 «Р» продавца соответствуют четырем «С» потребителя (таблица 1.1).
Итак, в конкурентной борьбе побеждают компании, которые поддерживают эффективную связь с потребителями и способны удовлетворить их нужды в отношении экономичности и удобства продукта.
Третий аспект рассматривает маркетинг как науку, т.е. как систему постоянно развивающихся знаний о рынке, средствах его изучения и управления им. Систему маркетинга следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком она представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе производства и сбыта товаров, ориентированных на рынок, на потребителя. В узком смысле система маркетинга – это комплекс маркетинговых функций, элементов, приемов, осуществляемых всей совокупностью отраслей – участников производства и реализации товаров.