Раздел «Основные положения систем менеджмента качества»

Этот раздел состоит из двенадцати подразделов.

2.1 Обоснование необходимости систем менеджмента качества

«Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эта потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции, в конечном счете, устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2008)».

2.2 Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции

«Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.

Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.

Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например, в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах (ГОСТ Р ИСО 9000-2008)»

2.3 Подход к системам менеджмента качества

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней (рисунок 7.1)

2.4 Процессный подход

«Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Установление потребностей и ожиданий потребителей

и других заинтересованных сторон

 
 


Разработка политики и целей организации в области качества

       
   
 
 


Установление процессов и ответственности,

необходимых для достижения целей в области качества

       
   
 
 


Установление и определение необходимых ресурсов

и обеспечение ими для достижения целей в области качества

 
 


Разработка методов для измерения результативности

эффективности каждого процесса


Применение данных этих измерений для определения

результативности и эффективности каждого процесса

 
 


Определение средств, необходимых для предупреждения

несоответствий и устранения их причин

 
 


Разработка и применение процесса для постоянного

улучшения системы менеджмента качества.

Рисунок 7.1 Этапы разработки и внедрения системы менеджмента качества

Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего» (рисунки 5.1-5.2).

«Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия могут считаться «процессным подходом».

Назначение стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации.

На рисунке 7.2 приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся их восприятия.

сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий». (Модель, приведенная на рисунке 7.2, не показывает процессы на детальном уровне). Более подробное описание модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рисунок 7.2) представлено в лекции 8, освещающей содержание ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Условные обозначения:

Деятельность, добавляющая ценность

Поток информации

Рисунок 7.2 — Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

2.5 Политика и цели в области качества

«Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон» (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).

2.6 Роль высшего руководства в системе менеджмента качества

С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.

Принципы менеджмента качества могут использоваться высшим руководством как основа для выполнения своей роли по следующим аспектам:

1. Политика и цели в области качества:

· разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

· популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

· принятии решений в отношении политики и целей в области качества (ее внедрении, актуализации, изменении)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: