Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития

Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Преж­де всего условием полноценного развития в младенческом возра-! сте является наличие условий для развертывания непосредствен-, ного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутстви таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоцио­нального развития ребенка той или иной степени тяжести, данные были получены в исследованиях, проведенных на сирота?! и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось^ что независимо от морального облика матери само по себе обще* ние с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясель| ной группе, где дети практически лишены индивидуального вни| мания.

Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алко голизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые од ним родителем или несколькими членами семьи) повышает рис: развития состояний педагогической и социальной запущенное у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так психического, усугубления уже имеющихся недостатков разв Так, установлено, что в случаях хронического алкоголизма у 95 детей отмечаются нервно-психические отклонения разной степ ни выраженности. Кроме того, родитель-алкоголик фактичес не выполняет свои родительские функции.

Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося раз' вития ребенка препятствует вскрытию действительно имею


место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем. В связи с этим приведем высказывания известного отечествен­ного психолога А. В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит, как показывают морфогенетические исследова­ния... стадиальный характер, не порождая само по себе новых пси­хологических образований, создает на каждой возрастной ступе­ни специфические условия, специфические предпосылки для ус­воения нового опыта, для овладения новыми способами деятель­ности, для формирования новых психических процессов... наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от раз­вития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызывае­мое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, ока­зывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры» (Значение ранних пери­одов для формирования детской личности: Принципы развития в психологии. — М., 1978. — С. 256 — 257).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: