Этот вариант предусматривает сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации. Так как техника последних достаточно индивидуальна, в качестве образца целесообразно выбирать выдающегося спортсмена, который по физической и психической подготовленности наиболее близок тому, кого сравнивают. Чаще всего, однако, в качестве образца используют усредненную технику спортсменов высокой квалификации.
Процедура сравнения в этом случае направлена на поиск дискриминативных показателей техники (т. е. таких, значения которых у спортсменов разной квалификации неодинаковы). Для этого регистрируют кинематические и динамические характеристики техники упражнения, а потом проводят сравнительный анализ(табл.40).
Из таблицы видно, что численные значения коэффициентов эффективности техники разбега для прыгунов различной квали-
фикации условны. Например, если в качестве образца выбрана техника мастеров спорта, то коэффициент эффективности техники прыгунов III разряда составляет 0,23; если в качестве
|
|
Рис. 78
Динамограммы опорных реакций в спринтерском беге
по горизонтали — время отталкивания, 1 — динамо II разряда (по В К Бальсевичу)
Скорость про | бегания (м/с) | |||
спортсменов | Разница | Коэффициент эффективности | ||
первых 7 м | последних 3 м | - | ||
Мастера спорта | 5,9 | 7,2 | 1,3 | 1,00 ; |
I разряд | 5,3 | 6,1 | 0,8 | 0,61 |
II разряд | 5,1 | 5,9 | 0,8 | 0,61 |
III разряд | 4,9 | 5,2 | 0,3 | 0,23 |
Новички | 4,5 | 4,7 | 0,2 | 0,15 |
образца брать технику спортсменов I разряда, то этот коэффициент! повысится до 0,38. |
Другой пример (рис. 78). Бег спринтеров высокой квалификации! характеризуется тем, что вертикальная составляющая реакции опоры| имеет одну вершину, у спринтеров II—III разрядов — две вершины, у| новичков — три и даже четыре вершины. В данном случае-эффективность техники оценивается по форме кривой: чем больше' вершин, тем ниже эффективность.
Специфика.определения сравнительной эффективности техники в1 игровых видах спорта и единоборствах заключается в том, что| эталонные значения достаточно вариативны. Например, в разны^ играх эффективность техники одного из сильнейших нападающий советского футбола О. Блохина колеблется от 0,55 до 0,80 (экспертная оценка его действий в этих матчах была отличной). Если проанализиро! вать данные конкретного спортсмена, полученные только в одной игр^ j то может оказаться, что в силу случайных обстоятельств эффектив^ ность его техники будет высокой (например, 0,77), а в других;
играх — существенно меньше. Поэтому сравнивать нужно результаты,] полученные в серии игр, сопоставляя средние арифметические и стан| дартные отклонения. I
|
|
Нельзя в единоборствах и в игровых видах спорта сопоставлять тех-3 нику спортсменов, выступающих в соревнованиях разного квалифика-1 ционного уровня, в разных лигах и т. п. Например, коэффициенты'' эффективности техники футболистов, играющих в высшей лиге и во| второй, могут быть одинаковыми, но из этого вовсе не следует, что иг-j ровые приемы они выполняют одинаково хорошо. Когда команды} второй лиги играют между собой, эффективность игровых действий) может быть достаточно большой. Если же такая команда встретится d командой высшей лиги, то показатели эффективности техники ее игры;
резко снизятся. ',