Третий период творчества Шекспира (кратко)

В третий, самый зрелый период творчества, из-под пера Уильяма Шекспира вышли произведения столь же великие по широте замысла, ясности художеств, образов и психологической глубине, как и совершенные в отношении композиции, сжатости и силы языка, гибкости стиха. Сердце человека открыло уже Шекспиру все свои тайны, и с какой-то стихийной, никем не превзойденной, божественно вдохновенной мощью он создает одно бессмертное творение за другим и в грандиозных личностях своих героев воплощает все разнообразие людских характеров, всю полноту мировой жизни в её вековечных и незыблемых проявлениях. Восторг любви и муки ревности, честолюбие и неблагодарность, ненависть и коварство, гордость и презрение, терзания угнетенной совести, красота и нежность девичьей души, неугасимый пыл любовницы, сила материнского чувства, оскорбленная подозрением верность жены – все это проходит перед нами в длинной веренице шекспировских образов, всё это живет, волнуется, трепещет и страдает, все это раскрывается перед нами в поразительных картинах, то полных крови и ужаса, то проникнутых ароматом и негой любви, то запечатленных умилением и тихой скорбью.

«Гамлет» Шекспира – это вопль души, предъявлявшей высокие требования к жизни и разочарованной в своих ожиданиях, это гениальное предвидение того типичного человека нашего времени, который наследовал от датского принца его расстроенный внутренний мир, его страдания за человечество, его тревожную мысль и самоанализ. В «Отелло» и «Макбете» страсти своим разрушительным ураганом опрокидывают то, над чем прежде лежала печать благоденствия и довольства. В шекспировском «Короле Лире» великая несправедливость и надменность искупаются великими страданиями, и в ту страшную ночь, когда старец-король бродит под дождем и вихрем, не имея кровли для своей седой головы, в эту ночь совершается таинственное обновление человеческой души, которая научается любить и сострадать.

Не уступают в художественной красоте исиле названным пьесам и те три драмы этого периода из античной жизни, который написаны Уильямом Шекспиром главным образом на основании Плутарха: «Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». Мрачным характером отличается драма «Мера за меру», в которой поэт нанес еще один удар пуританской исключительности и нетерпимости. Пессимистические ноты слышатся еще и в произведениях последнего периода творчества Шекспира, в таких пьесах, как «Троил и Крессида» и «Тимон Афинский», но гармонически развитая натура великого поэта не остановилась на разочаровании, а дошла до примирения с жизнью и успокоения в идее всепрощения. «Цимбелин», «Зимняя сказка» и, наконец, «Буря» звучат, как разрешительные мажорные аккорды после многих минорных и дисгармонических созвучий.

Характеристика Шекспира

Пытаясь дать общую характеристику Уильяма Шекспира, как исторического явления в развитии английской и общеевропейской драмы, мы видим, что он усвоил себе все особенности английской сцены его времени – смешение трагического с комическим, клоунов, фантастические сцены, сложную интригу, отсутствие единства времени и места и т. д. Но под его гениальным пером все грубые черты смягчились, а все хорошие достигли высокой степени совершенства, и он стоит пред нами в истории человечества ни с кем не сравнимый, великий и загадочный. Благодаря Шекспиру английский театр вступил в состязание на европейской сцене с театром французским и одержал над последним полную победу. Характерное для произведений Шекспира богатство содержания, обилие и разнообразие идей, при полной объективности, представляющей существенный их признак, давали и дают обильный материал для разнообразных, часто исключающих друг друга мнений относительно миросозерцания самого поэта. Несомненно только то, что мировоззрение Уильяма Шекспира отличалось глубоко гуманным характером, хотя и было пессимистично в своём основании. Шекспир любил людей, он сочувствовал их страданиям, но он никого в мире не обвинял, никого в мире не оправдывал и он вложил в уста Лиру полные великого смысла слова: «Нет в мире виноватых» («All is right»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: