Автоматизация звука в загадках и стихах

Работа по автоматизация звука в связной речи строится с учетом возрастных особенностей и уровня речевого развития ребенка. После автоматизации звука в предложениях и чистоговорках наиболее продуктивным и доступным видом работы является заучивание загадок и коротких стихов. Причем желательно, чтобы в стихах для заучивания присутствовали диалоги, работа над которыми способствует развитию просодических компонентов речи и формирует правильное дыхание.

На первых занятиях чтение стихов наизусть следует проводить с утрированным произношением автоматизируемого звука. После прослушивания стихотворения или загадки необходимо выделить слова с изучаемым звуком и нацелить ребенка на четкое и правильное их произнесение. Так как многократное повторение одного и того же материала утомляет ребенка, наряду с заучиванием стихотворений необходимо включать задания по звукослоговому анализу и синтезу, подбору рифм, самостоятельному придумыванию стихов, составлению отдельных слов из разрезной азбуки, отгадыванию ребусов или решению кроссвордов. Заучивание стихотворений следует сочетать с выполнением действий и движений, иллюстрирующих содержание текста и выражающих чувства и эмоции.

Занятия, посвященные автоматизации звуков в стихотворениях, строятся по такому же принципу, что и предыдущие. Чтение потешек, загадок и стихов сочетается с заданиями, направленными на координацию речевого дыхания и голоса и на развитие интонационной выразительности голоса.

После прослушивания загадки или стихотворения ребенку предлагается выбрать и назвать слова с заданным звуком. Производится звукослоговой анализ и синтез нескольких слов с заданным звуком из стихотворного текста.

Развитию творческих способностей детей содействуют задания по подбору рифм и совместное с детьми сочинение стихов.

Автоматизация звука в самостоятельной речи

Пересказ текста

Следующий вид работы — пересказ коротких сказок и рассказов. Пересказ способствует развитию связного и грамматически правильного высказывания, формирует выразительность речи.

Текст рассказа или сказки должен быть насыщен автоматизируемым звуком, коротким, интересным, занимательным и доступным по содержанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: