Класс собственно круглые черви – Nematoda »

Продолжительность занятия. - 180 мин.(90+90).

Актуальность темы: определяется наличием на Европейском Севере, а также в других регионах России очагов таких заболеваний человека как аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз, трихинеллез, анкилостомидозы и др., а также завозом из стран с тропическим климатом филяриатозов и др. нематодозов.

Мотивация занятия: знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут необходимы при изучении таких клинических дисциплин, как инфекционные болезни, эпидемиология, терапия, педиатрия, а также при работе врачом общей практики, инфекционистом, педиатром и др.

Цель занятия:

В ходе изучения данной темы студенты должны знать:

- особенности строения половозрелых стадий, личинок и яиц нематод, паразитирующих у человека, а также особенности их жизненных циклов и принадлежность к определенной эпидемиологической группе вызываемых ими заболеваний.

В ходе изучения данной темы студенты должны уметь:

- дифференцировать половозрелые стадии, личинки и яйца различных видов нематод,

- ставить лабораторный диагноз по препаратам яиц,

- решать ситуационные задачи на моделирование эпидпроцесса при различных нематодозах.

Задание на самоподготовку:

Используя базовые знания из курса зоологии средней школы (тема: «Тип круглые черви»), учебную литературу по курсу биологии для мед.вузов, дополнительную научную литературу и лекции, необходимо знать к занятию следующие вопросы:

1. Характеристика типа круглые черви.

2. Особенности строения половозрелых стадий и жизненные циклы нематод, паразитирующих у человека:

а) аскариды человеческой д) кривоголовки и некатора

б) власоглава е) угрицы кишечной

в) острицы ж) филярий

г) трихинеллы з) ришты

3. Названия типа, класса и перечисленных представителей согласно международной номенклатуре.

4. Особенности циркуляции возбудителей различных нематодозов в синантропных и природных очагах (источники инвазии, факторы передачи инвазии, способы инвазирования человека).

5. Заполнить в альбом таблицу: «Сравнительная характеристика нематод, паразитирующих у человека» по прилагаемой схеме.

Морфофизиологическая характеристика круглых червей:

Тело червей веретеновидной формы, заострено с обоих концов, покрыто многослойной кутикулой, под которой находится гиподерма (многоядерная бесклеточная ткань). Мускулатура гладкая, расположена в один слой в виде 4-х валиков, ограничивает первичную полость тела, в которой расположены внутренние органы.

У круглых червей имеется ряд ароморфозов по сравнению с турбелляриями, от которых они произошли.

· Пищеварительная система сквозного типа, начинается ртом и заканчивается анусом, состоит из передней, средней и задней кишки.

· Выделительная система – видоизмененная одна (реже 2) протонефридиальная клетка с двумя выростами в виде слепо заканчивающихся каналов. Имеются фагоцитарные клетки.

· Нервная система сходна с таковой плоских червей

· Кровеносная система отсутствует.

· Дыхание интрамолекулярное.

· Круглые черви раздельнополы. Наблюдается половой диморфизм. Женская половая система парная, мужская непарная – устроены гораздо проще, чем у плоских червей (отсутствуют желточники, оотип, семяприемники). Размножаются яйцами: большинство представителей отличаются высокой яйцепродукцией (аскарида за сутки продуцирует 240000 яиц). Встречаются живородящие виды (трихинелла, ришта).

Особенности жизненных циклов круглых червей - большинство представителей являются геогельминтами, развитие которых связано с почвой, но имеются и биогельминты. Промежуточными хозяевами для одних из них являются наземные позвоночные (трихинелла), для других - водные членистоногие (ришта), для третьих - насекомые (филярии).

Различны и способы инвазирования круглыми червями человека. Одни активно внедряются через кожные покровы, другие пассивно попадают через рот (перорально) с пищей и водой (алиментарный путь), для третьих – промежуточный хозяин служит одновременно и переносчиком (трансмиссивный путь).

Инвазионной для окончательного хозяина стадией у одних нематод является яйцо (аскарида, власоглав, острица), у других - личинки микрофилярии, (кривоголовка, некатор, угрица, ришта, филярии).

Большинство - нематодозов типичные антропонозы, за исключением трихинеллеза, который является зоонозом с природной очаговостью.

Представители класса Nematoda, паразитирующие у человека:

1. Ascaris lumbricoides;

2. Enterobius vermicularis;

3. Trichocephalus trichiurus;

4. Trichinella spiralis;

5. Dracunculus medinensis;

6. Ancylostoma duodenale;

7. Necator americanus;

8. Strongyloides stercoralis;

9. Wuchereria bancrofti;

10. Onchocerca volvulus;

11. Loa loa;

12. Brugia malayi.

Аскарида человеческая – круглый червь длиной 15-25 см (самец) до 25-40 (самка). Обитает в тонком кишечнике человека, где удерживается, согнувшись дугой благодаря упругости своего тела. Продолжительность жизни паразита в организме хозяина около 1 года. С возрастом самки стареют, что сказывается на снижении яйцепродукции, очень высокой у молодых особей (до 240000 яиц за сутки).

Аскаридоз – алиментарный геогельминтоз, типичный антропоноз. Очаги инвазии формируются повсеместно, более интенсивные в сельской местности, в районах интенсивного овощеводства. Единственным источником инвазии является человек, загрязняющий яйцами внешнюю среду.

Резервантом яиц является почва, где происходит их развитие до инвазионной для человека стадии. Основным экологическим показателем, определяющим географическое распространение аскаридоза является сумма эффективных температур (сумма t C), необходимая для развития яйца до ивазионной стадии (формирование в яйце подвижной личинки). Для аскариды она равна 300 С, т.е. необходимо около 14 дней со средней оптимальной температурой 20-22 С, температурный предел (зона оптимума) от 14 С до 35 С. При более высоких и более низких температурах развитие яиц прекращается. Температурным фактором объясняется отсутствие местных очагов аскаридоза в северных районах Архангельской области (Мезенский р-н, Ненецкий автономный округ).

Факторами передачи аскаридоза служат овощи, зелень, ягоды (особенно клубника), которые употребляются в пищу в сыром виде.

Основной период массового заражения этой инвазией лето – осень. В местных очагах Архангельской области эпидсезон начинается в конце июля, когда в почве появляются инвазионные яйца гельминта, и начинается период сбора клубники, огородной зелени и овощей.

Особенностью развития аскариды в организме человека является миграция вышедшей из яйца личинки, которая необходима ей для получения кислорода в легких (кислород нужен для последней линьки).

Запомните: для геогельминтов характерна смена аэробных и анаэробных условий жизни (соответствующих стадиям развития). Для взрослых аскарид кислород вреден (оксигенотерапия). Наличие мигрирующей личинки необходимо учитывать при проведении лабораторного обследования обязательных контингентов (детей дошкольников, школьников 1-4 классов, пищевиков). Сроки проведения массового обследования должны планироваться с учетом вероятного периода заражения и времени миграции (69-84 дня). Яйца в испражнениях больного могут появиться только через 2,5-3 месяца после заражения.

Власоглав человеческий – получил свое название за тонкий волосовидный передний конец тела. Размер червей от 3 до 5,5 см. Цвет беловато-розовый (питаются кровью). Паразитирует власоглав в нижнем отделе кишечника, часто в аппендиксе, прошивая тонким концом складки кишечника. Живет 5-7 лет. Яйцепродукция зрелой самки - 3500 яиц в сутки. Учитывая высокую численность популяции паразита у одного хозяина, суммарная яйцепродукция может быть очень большой.

Трихоцефалез – алиментарный геогельминтоз, антропоноз. Цикл его развития во многом сходен с аскаридой. Но для него характерен более высокий показатель суммарной t C = 600С, что определяет географическое распространение гельминта. В Архангельской области трихоцефалез встречается преимущественно в городах (Архангельск, Северодвинск, Котлас). Местные очаги инвазии не формируются.

Из инвазионных яиц, попавших в кишечник вместе с зеленью, овощами и ягодами (реже руками), выходит личинка, которая не нуждается в кислороде и, внедрившись в ворсинку кишки, через три дня линяет во взрослую форму. Самки становятся половозрелыми через 1 месяц и начинают продуцировать яйца.

Трихинелла – возбудитель трихинеллеза человека и животных. Очень мелкие нитевидные нематоды с суженным передним концом. Самки живородящи. Половозрелые трихинеллы паразитируют в тонком кишечнике плотоядных животных и человека. Самки живут в кишечнике до 56 дней. Через три дня после созревания самки внедряются передним концом в стенку кишечника, в лимфатические узлы и сосуды и начинают отрождать личинок (за жизнь около 2000). Личинки попадают в кровоток и заносятся в мышцы, где растут и покрываются капсулой, внутри которой скручиваются в спираль. Для продолжения жизненного цикла личинка должна быть съедена другим хозяином (животным или человеком), в кишечнике которого она превращается во взрослую особь, т.е. один и тот же организм является для трихинеллы сначала окончательным, а затем промежуточным - хозяином. Но для продолжения жизненного цикла необходима их смена.

Трихинеллез – биогельминтоз, зооноз с природной очаговостью. Носителями трихинелл в природных очагах являются дикие плотоядные: медведи, волки, песцы, лисицы, грызуны, а в синантропных - собаки, свиньи, крысы. Человек – слепая ветвь. Источником заражения человека чаще всего служит медведь. Мясо медведя может содержать до 1 млн. личинок в 1 грамме. Природные очаги этой инвазии существуют в Архангельской области, на территории Ненецкого автономного округа (вспышки среди людей в ряде поселков Ненецкого автономного округа, пораженность волков – 68 %, рыжих лисиц – 18,7 %, бурых медведей – 40 %).

Трихинеллез нельзя выявить методом копроовоскопии. В качестве материала для лабораторного исследования используют биопсию мышц или применяют методы иммунодиагностики. Болезнь сопровождается ярко выраженными аллергическими реакциями (одутловатость, лихорадка и др.).

Ситуационные задачи и вопросы для самоконтроля:

1. Какие ароморфозы отличают круглых червей от плоских и позволяют судить о более высоком уровне их организации?

2. Возможна ли аутоинвазия аскаридозом и трихоцефаллезом?

3. Почему не рекомендуется проводить массовое обследование на аскаридоз с мая по октябрь? В каком месяце можно его начинать и почему?

4. Чем обусловлена необходимость миграции личинки аскариды в организме человека? Каков ее путь? Нужна ли миграция личинке власоглава?

5. Чем отличаются инвазионные яйца аскариды и власоглава от неинвазионных?

6. Какими факторами определяется формирование местных очагов аскаридоза и трихоцефаллеза? Существуют ли местные очаги этих инвазий в Архангельской области?

7. К какой эпидемиологической группе заболеваний относятся аскаридоз, трихоцефаллез, энтеробиоз и трихинеллез?

8. У больных, употреблявших в пищу медвежье мясо, резко повысилась температура, появились боли в суставах и мышцах (особенно икроножных), зуд кожи, сильный отек лица. Как выяснить: не гельминтоз ли это и какой?

9. Каковы пути проникновения возбудителей нематодозов в организм человека?

10. Какая физиологическая особенность остриц способствует повторным самозаражениям больного?

11. Какие гельминтозы являются природно-очаговыми?

12. Для каких гельминтов характерна филяриевидная личинка? Как она

проникает в организм человека?

13. Что такое «Larva migrans»? Каково ее значение у различных гельминтов?

Патогенное действие на организм человека?

14. Назовите трансмиссивные гельминтозы. Кто их переносчики?

15. Кто является возбудителем токсокароза?

Оснащение занятия: микроскопы, наборы микропрепаратов, влажные препараты, рисунки, таблицы.

На занятии выполнить следующие работы:

Работа № 1. Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides).

Произвести внешний осмотр аскариды. Определить половую принадлежность. Найти передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны. У самки при помощи лупы найти половое отверстие, у самца - спикулы.

Работа № 2. Поперечный разрез аскариды.

Изучить препарат поперечного разреза аскариды при малом увеличении микроскопа. Ознакомиться с внутренним строением аскариды. Найти кутикулу, гиподерму, мышечные волокна, кишечник, боковые выделительные каналы, спинной и брюшной нервные стволы, срезы яичников, яйцеводов и матки. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 3. Яйца аскариды.

Изучить при малом и большом увеличении микроскопа строение яйца аскариды.

Обратить внимание на наличие бугристой и белковой оболочек. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 4. Цикл развития аскариды.

Пользуясь схемой, изучить жизненный цикл аскариды. Обратить внимание на экологические факторы развития ранних фаз и миграцию личинки в организме человека. Схему жизненного цикла зарисовать в альбом.

Работа № 5. Власоглав (Trichocephalus trichicurus).

Ознакомиться на микропрепаратах с внешним строением самки и самца власоглава. Обратить внимание на особенности строения переднего конца тела. В заднем – расширенном - конце найти кишечник и половые органы. Зарисовать препараты в альбом.

Работа № 6. Яйца власоглава (готовый препарат).

Изучить строение яиц власоглава под малым и большим увеличением микроскопа. Обратить внимание на форму, окраску и размеры яиц. Яйцо власоглава зарисовать в альбом.

Работа № 7. Жизненный цикл власоглава.

Пользуясь руководством и схемой изучить особенности жизненного цикла власоглава. Обратить внимание на экологические условия развития ранних фаз и отсутствие миграции у личинки в организме человека (сравнить с аскаридой). Схему жизненного цикла зарисовать в альбом.

Работа № 8. Детская острица (Enterobius vermicularis).

Изучить препараты самки и самца острицы под малым увеличением микроскопа. Обратить внимание, что у взрослой самки матка, набитая яйцами, закрывает все остальные органы. При изучении пищеварительной системы обратить внимание на бульбус (расширение пищевода), везикулу (расширение кутикулы, окружающей рот) и на 3 кутикулярные губы. Препараты зарисовать в альбом.

Работа № 9. Яйца острицы.

Изучить строение яиц остриц под малым и большим увеличением микроскопа. Обратить внимание на размеры, форму и окраску. В одном препарате могут быть различные по размерам яйца, имеющие форму боба. Внутри некоторых яиц просматривается свернутая личинка (инвазионное яйцо). Препарат зарисовать.

Работа № 10. Личинки трихинеллы (Trichinella spiralis) в мышцах свиньи.

Изучить под малым увеличением микроскопа окрашенный срез мышцы. Найти овальные капсулы со спирально закрученными в них личинками трихинеллы. Обратить внимание на большое число личинок в малом объеме мышечной ткани. Препарат зарисовать в альбом.

Работа № 11. Цикл развития трихинеллы.

Пользуясь руководством и схемами изучить цикл развития трихинеллы. Обратить внимание на обязательную смену хозяев и возможность реаутоинвазии. Изучить по схемам и рисункам циркуляцию трихинеллы в природных и синантропных очагах. Схему жизненного цикла зарисовать.

Работа № 12. Некатор американский (Necator americanus).

Изучить на демонстрационном препарате под лупой и малым увеличением микроскопа строение половозрелых стадий (самка и самец) некатора. Обратить внимание на загнутый на спинную сторону передний конец. Рассмотреть ротовую капсулу, найти две режущие пластинки. Обратить внимание на задний конец тела самца - он колоколообразно расширен, видны сложно устроенные спикулы.

Работа № 13. Цикл развития анкилостомид (кривоголовки и некатора).

Пользуясь схемами и рисунками, изучить жизненный цикл анкилостомид. Обратить внимание на наличие свободно живущих в почве личинок, питающихся гумусом, на особенности строения и жизнедеятельности инвазионных для человека филяриевидных личинок и на способ инвазирования человека анкилостомидами. Схему жизненного цикла зарисовать в альбом.

Работа № 14. Цикл развития кишечной угрицы (Strongyloides stercoralis).

Пользуясь схемами и рисунками изучить жизненный цикл кишечной угрицы. Обратить внимание на смену паразитического и свободноживущего поколений, на способы заражения стронгилоидозом, а также на отличия цикла развития данного гельминта от циклов развития кривоголовки и некатора.

Работа № 15. Филярии - возбудители тропических гельминтозов.

Рассмотреть под большим увеличением микроскопа мазки крови больного лоалозом человека. Найти личинки loa-loa (микрофилярии). Обратить внимание на тонкий, нитевидный передний конец личинки и терминальное ядро, расположенное в задней части тела. Используя методический материал (схемы, рисунки), изучить видовой состав и особенности жизненных циклов различных видов филярий. Представить в виде таблицы их сравнительную характеристику.

Работа № 16. Сравнительная характеристика представителей

класса собственно круглые черви.

Контроль сформированности практических умений:

1. Определение «немых» препаратов по данной теме.

2. Решение ситуационных задач на моделирование эпидпроцесса при нематодозах.

3. Защита протокола занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: