Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, креационизм, эволюция, социализация, деятельность, труд, общение, мотивация, цель, смысл, свобода, судьба, автономия, самореализация, смысл жизни, смерть, бессмертие, суицид, эвтаназия
Первоисточники для изучения: Л.Н. Толстой «Исповедь», Ф.М. Достоевский гл.4 «Бунт», гл.5 «Легенда о великом инквизиторе» (роман «Братья Карамазовы»).
Теоретические вопросы
1 Образы человека в истории философской мысли.
2 Проблема антропосоциогенеза.
3 Биологическое и социальное в человеке.
4 Проблема смысла жизни, смерти, бессмертия.
Вопросы для обсуждения
1. В чём отличие философского подхода к проблеме человека от религиозно-мифологического?
2. Почему проблема природы и сущности человека является центральной в философии?
3. На чем основано понимание человека как «малой вселенной», «микрокосмоса»?
4. Каковы основные различия в понимании отношения человека к природе в восточной и западной философии?
5. Как решалась проблема человека в истории философии? Как понимается его природа и сущность в космоцентризме, теоцентризме, антропоцентризме, рационализме, иррационализме?
|
|
6. Как обосновывает возможность человеческой свободы и автономии И. Кант?
7. Можно ли утверждать, что человек, как разумное существо, всегда поступает разумно, знает, что он делает, зачем и почему?
8. Как объясняет поведение человека иррационалистическая философия?
9. В каких ситуациях у человека появляется возможность осознать «неподлинность» своего бытия и осуществить прорыв к «подлинному бытию»? Как отвечает на этот вопрос экзистенциализм?
10. Если ситуация в которой находится человек абсурдна, то каким должно быть его поведение с точки зрения А. Камю?
11. Чем определяется поведение человека с позиции психоанализа З. Фрейда?
12. Удалось ли представителям «философской антропологии» (Веберу, Шелеру, Плеснеру) создать законченную «теорию человека»?
13. В чём противоположность креационистского и эволюционного подходов к проблеме происхождения человека?
14. Каковы основные идеи культурно-исторической теории происхождения человека?
15. Как решается в современной философии проблема соотношения в человеке биологического и социального?
16. Какую роль в формировании и развитии человека играет культура?
17. В чём проявляется многомерность и универсальность человека?
18. Как можно доказать уникальность человеческой личности?
19. Что такое социализация? Может ли общество сформировать человека с заранее заданными свойствами?
20. Может ли человек сам «выбрать и создать себя»? Каковы возможности и пределы самоопределения и самореализации личности?
|
|
21. Что такое судьба? Может ли человек управлять ею?
22. Есть ли в жизни человека смысл? Он «предзадан» и его надо найти, или человек может и должен его создать?
23. Возможно ли бессмертие человека?
24. Можно ли согласиться с А. Камю, что «основной вопрос философии – это проблема самоубийства»?
25. В чём разница между эвтаназией и самоубийством?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Антропоцентризм, то есть особое внимание к проблеме человека в западно-европейской философии характерен для:
а) античной философии;
б) средневековой философии;
в) философии эпохи Возрождения;
г) философии эпохи Просвещения.
2. Принцип: «Человек есть мера всех вещей» был сформулирован в античной философии:
а) Демокритом;
б) Протагором;
в) Платоном;
г) Аристотелем.
3. Кто из античных философов считал, что: «Душа человека состоит из атомов, она смертна и гибнет вместе с телом»?
а) Фалес;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Аристотель.
4. Основой формирования, развития и удовлетворения потребностей человека являются:
а) желания людей;
б) цели деятельности;
в) материальное и духовное производство;
г) биологические нужды и состояния организма.
5. Понятие «личность» характеризует человека с точки зрения его:
а) генетических особенностей;
б) особенностей фигуры и лица;
в) темперамента и характера;
г) социальных качеств.