Семинар 3. Проблема человека в философии

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, креационизм, эволюция, социализация, деятельность, труд, общение, мотивация, цель, смысл, свобода, судьба, автономия, самореализация, смысл жизни, смерть, бессмертие, суицид, эвтаназия

Первоисточники для изучения: Л.Н. Толстой «Исповедь», Ф.М. Достоевский гл.4 «Бунт», гл.5 «Легенда о великом инквизиторе» (роман «Братья Карамазовы»).

Теоретические вопросы

1 Образы человека в истории философской мысли.

2 Проблема антропосоциогенеза.

3 Биологическое и социальное в человеке.

4 Проблема смысла жизни, смерти, бессмертия.

Вопросы для обсуждения

1. В чём отличие философского подхода к проблеме человека от религиозно-мифологического?

2. Почему проблема природы и сущности человека является центральной в философии?

3. На чем основано понимание человека как «малой вселенной», «микрокосмоса»?

4. Каковы основные различия в понимании отношения человека к природе в восточной и западной философии?

5. Как решалась проблема человека в истории философии? Как понимается его природа и сущность в космоцентризме, теоцентризме, антропоцентризме, рационализме, иррационализме?

6. Как обосновывает возможность человеческой свободы и автономии И. Кант?

7. Можно ли утверждать, что человек, как разумное существо, всегда поступает разумно, знает, что он делает, зачем и почему?

8. Как объясняет поведение человека иррационалистическая философия?

9. В каких ситуациях у человека появляется возможность осознать «неподлинность» своего бытия и осуществить прорыв к «подлинному бытию»? Как отвечает на этот вопрос экзистенциализм?

10. Если ситуация в которой находится человек абсурдна, то каким должно быть его поведение с точки зрения А. Камю?

11. Чем определяется поведение человека с позиции психоанализа З. Фрейда?

12. Удалось ли представителям «философской антропологии» (Веберу, Шелеру, Плеснеру) создать законченную «теорию человека»?

13. В чём противоположность креационистского и эволюционного подходов к проблеме происхождения человека?

14. Каковы основные идеи культурно-исторической теории происхождения человека?

15. Как решается в современной философии проблема соотношения в человеке биологического и социального?

16. Какую роль в формировании и развитии человека играет культура?

17. В чём проявляется многомерность и универсальность человека?

18. Как можно доказать уникальность человеческой личности?

19. Что такое социализация? Может ли общество сформировать человека с заранее заданными свойствами?

20. Может ли человек сам «выбрать и создать себя»? Каковы возможности и пределы самоопределения и самореализации личности?

21. Что такое судьба? Может ли человек управлять ею?

22. Есть ли в жизни человека смысл? Он «предзадан» и его надо найти, или человек может и должен его создать?

23. Возможно ли бессмертие человека?

24. Можно ли согласиться с А. Камю, что «основной вопрос философии – это проблема самоубийства»?

25. В чём разница между эвтаназией и самоубийством?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Антропоцентризм, то есть особое внимание к проблеме человека в западно-европейской философии характерен для:

а) античной философии;

б) средневековой философии;

в) философии эпохи Возрождения;

г) философии эпохи Просвещения.

2. Принцип: «Человек есть мера всех вещей» был сформулирован в античной философии:

а) Демокритом;

б) Протагором;

в) Платоном;

г) Аристотелем.

3. Кто из античных философов считал, что: «Душа человека состоит из атомов, она смертна и гибнет вместе с телом»?

а) Фалес;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Аристотель.

4. Основой формирования, развития и удовлетворения потребностей человека являются:

а) желания людей;

б) цели деятельности;

в) материальное и духовное производство;

г) биологические нужды и состояния организма.

5. Понятие «личность» характеризует человека с точки зрения его:

а) генетических особенностей;

б) особенностей фигуры и лица;

в) темперамента и характера;

г) социальных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: