Из дефекта. Непосредственное следст вие дефекта - снижение социальной позиции

Ребенка; дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все

Моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как

Участника-жизни, все функции общественного бытия перестр аиваются. Органические,

Врожденные причины действуют, как подчеркивается в школе Адлера, не сами по

Себе, не прямо, а косвенно, через вызываемое ими снижение социальной позиции

Ребенка. Все наследственное и органическое должно быть еще истолковано пси

Хологически, для того чтобы можно было учесть его истинную роль в развитии

Ребенка. Малоценность органов, по Адлеру, приводящая к компенсации, создает

Особую психологическую позицию для ребенка. Через эту позицию, и только через

Нее, дефект влияет на развитие ребенка. Этот психологический комплекс,

Возникающий на основе снижения социальной позиции из-за дефекта, Адлер называет

Чувством неполноценности (Mindenwentigkeitsgefuhl). B двучленный процесс

"дефект-компенсация" вносится третий, промежуточ ный член: "дефект-чувство

малоценности - компенсация". Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно,

Через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть

Психологическая оценка собственной социальной позиции, легко пояснить на

Примерах. В Германии поднят вопрос о переименовании вспомогательной школы.

Название Hilfsschule кажется оскорбительным и родителям, и детям. Оно как бы

налагает на учащегося клеймо неполноценности. Ребенок не хочет идти в "школу для

дураков". Социальное снижение позиции, вызываемое "школой для дураков", действ

Ует отчасти и на учителей, ставя их как бы на низшее место по сравнению с

Учителями нормальной школы. Лечебно-педагогическая, особая школа (Sonderschule),

Школа для слабоумных другие новые названия - таковы предложения Понсенса в О.

Фишера.

Попасть в "школу для дураков" - значит, для ребенка встать на затрудненную

Социальную позицию. Поэтому для Адлера и его школы первым и основным пунктом

Всего воспитания является борьба с чувством малоценности. Надо не дать ему

Развиться, овладеть реб енком и привести его к болезненным формам компенсации.

Основное понятие индивидуально-психологической лечебной педагогики, говорит А.

Фридман (15), - это ободрение (Ermutigung). Ее методы представляют технику

Ободрения. Ее область охватывает все, что угрожает человеку потерей мужества

(Entmu-tigung). Предположим, что органический дефект не приведет по социальным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: