Речевых навыков, как воспитывают чи сто двигательные умения, или следует детей
Прежде всего учить умению пользоваться речью, функциональному употреблению слов
как "интеллектуальных " орудий", по выражению Д. Дьюи (40). Проблема компенсации
В развитии дефективного ребенка и проблема, соц иальной обусловленности этого
Развития включает в себя все проблемы организации детского коллектива, детского
Движения, общественно-политического воспитания, формирования личности и т. д.
Наше изложение основных проблем дефективности было бы не закончено в самом
Существенном пункте, если бы мы не попытались наметить основную линию
Практической дефектологии, которая с неизбежностью вытекает из такой постановки
Теоретических проблем. В п олном соотношении с тем, что в теоретической области
Мы обозначили как переход от количественной к качественной концепции
Дефективности, главной чертой современной практической дефектологии является
Постановка положительных задач, стоящих перед специальной школой. Нельзя более
Довольствоваться в специальной школе просто сокращенной программой общей школы и
Ее облегченными и упрощенными методами.
Специальная школа стоит перед задачей положительного творчества, создания
Своих форм работы, отвечающих своеобразию ее воспитанников. Никто из писавших у
Нас по этому вопросу не выразил более четко эту мысль, чем А. С. Грибоедов, как
Мы уже отмечали.
Если мы отказываемся от представления о дефективном ребенке как об
Уменьшенном подобии нормального, мы неизбежно должны отказаться и от понятия
Специальной школы как удлиненной по времени и сокращенной по учебному материалу
Общей школы. Конечно, чрезвычайно важно установить с наивозможной точностью
Количественные отличия дефективного ребенка, но на этом нельзя остановиться.
Мы узнаем, например, из современных массовых наблюдений над умственно
Отсталыми детьми, что это дети с меньшей окружностью че репа, меньшего роста, с
Меньшей емкостью груди и мышечной силой, с пониженной моторной одаренностью,
Пониженной сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям, повышенной
Утомляемостью и истощаемостью, с замедленными ассоциациями, пониженным вниманием
И памятью, пониженной способностью к волевому усилию и т. д. (А, С. Грибоедов,
Но мы ничего еще не узнаем о положительных особенностях, о своеобразии
Ребенка; такие исследования - дело будущего. Характеризовать такого ребенка как