Все это, как уже сказано, спорно, но два момента, которые делают подобное
Сближение психологически возможным, привлекают внимание.
Первое - диалектический характер нового учения; второе - социальная основа
Психологии личности. Адлер мыслит диалектически: развитие личности движется
Противоречием; дефект, неприспособленность, малоценность - не только минус,
Недостаток, отрицательная величина, но и стимул к сверхкомпенсации. Адлер
Выводит «основной психологический закон о диалектическом превращении
Органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в
Психические стремления к компенсации и сверхкомпенса ции». (А. Adler,
С. 57). Этим он позволяет включить психологию в контекст широких
Биологических и социальных учений; ведь все истинно научное мышление движется
Путем диалектики. И Ч. Дарвин (5) учил, что приспособление возникает из неприсп
Особленности, из борьбы, гибели и отбора. И Маркс, в отличие от утопического
|
|
Социализма, учил, что развитие капитализма неизбежно ведет через преодоление
Капитализма диктатурой пролетариата к коммунизму, а не уводит от него в сторону,
Как кажется пове рхностному взгляду. Учение Адлера тоже хочет показать, как
Целесообразное и высшее с необходимостью возникает из нецелесообразного и
Низшего.
Психология личности окончательно порывает с "биологическим статизмом в
подходе к характеру", как правильно отмечает А. Б. Залкинд, и является
"действительно революционным характерологическим течением" (1926, с. 177), так
Как, в противовес учению Фрейда, на место биологического фатума ставит движущие
И формирующие силы истории и социальной жизни (там же). Учение Адлера становится
В оппозицию не только к реакционно-биологическим схемам Э. Кречмера (6), для
которого врожденная конституция определяет строение тела, характер и "все
Дальнейшее развитие человеческого характера есть лишь пассивное развертывание
того основного биологического типа, который врожденно присущ человеку" (там же,
С. 174), но учение Адлера оппозиционно и по отношению к характ ерологии Фрейда.
Его отделяют от последнего две идеи: идея социальной основы развития личности и
Идея финальной направленности этого процесса. Индивидуальная психология отрицает
Обязательную связь характера и вообще, психологического развития личности с
Органическим субстратом. Вся психическая жизнь индивида есть смена боевых
Установок, направленных к разрешению единой задачи - занять определенную позицию