что "сущность понятия слепоглухонемоты много глубже" (там же, с. 6), вслед за
Традицией видит эту сущность в религиозно-спиритуа листическом понимании ее
Истории. Между тем жизнь Е. Келлер не содержит в себе ничего таинственного. Она
Наглядно показывает, что процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя
Силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспита нию, и
Сохраненными силами психики. Исключительно высокий социальный заказ,
Предъявленный к развитию Е. Келлер, и счастливая социальная его реализация в
Условиях дефекта определили ее судьбу. Ее дефект не только не был тормозом, но
Стал импульсом и об еспечил развитие. Вот почему прав Адлер, когда советует
рассматривать всякий акт в его связи с единым жизненным планом и его конечной
Целью (A. Adler, 1927). И. Кант полагал, говорит А. Нейер, что мы поймем
организм, если будем рассматривать его как р азумно сконструированную машину;
Адлер советует рассматривать индивида как воплощенную тенденцию к развитию.
|
|
* * *
В традиционном воспитании детей с дефектами психики нет ни грана стоицизма.
Оно расслаблено тенденциями жалости и филантропии, оно отравлено ядом
Болезненности и слабости. Наше воспитание пресное; оно не задевает ученика за
Живое; в воспитании нет соли. Нам нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш
Идеал не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а
Открыть преодолению дефекта, его сверхкомпенсапии широчайший путь. Для этого нам
Нужно усвоить социальную направленность э тих процессов. Но в психологическом
Обосновании воспитания мы начинаем терять грань между воспитанием животного и
Человеческого детеныша, между дрессурой и истинным воспитанием. Вольтер шутил,
Что, прочитав Ж.-Ж. Руссо (14), ему захотелось пойти на че твереньках. Вот такое
Же чувство возбуждает почти вся наша новая наука о ребенке: она часто
Рассматривает ребенка на четвереньках. Это примечательно, что П. П. Блонский
признается: "Я очень люблю беззубого ребенка ставить в позу четвероногого
животного: мне лично всегда это очень много говорит" (1925, с. 97). Собственно,
Только в этой позе наука о ребенке и знает его. А. Б. Залкинд называет это
зоологическим подходом к детству (1926). Спору нет: такой подход очень важен;
Изучить человека как один из видов животного, как высшее млекопитающее, очень
Важно. Но это не все и даже не главное для теории и практики воспитания.