Слепота в разной социальной среде психологически неодинакова. Слепота для
Дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкой герцогини,
Русского крестьянина, шведского пролетария - психологически совершенно разные
Факты. Психологически с лепота не означает изъяна в душевной жизни. Воспитание
Дефективного ребенка (слепого, глухого) есть точно такой же процесс выработки
Новых форм поведения, установки условных реакций, что и у нормального. Вопросы
Воспитания дефективных детей, следовате льно, могут быть решены только как
Проблема социальной педагогики. Социальное воспитание дефективного ребенка,
Основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, -
Единственный научно состоятельный и идейно верный путь. Специально е воспитание
Должно быть подчинено социальному, должно быть увязано с ним и даже больше -
Органически слиться с ним, войти в него как его составная часть. Лекарственное
Питание дефективного ребенка не должно подрывать его нормального общего питания.
Плох тот врач, который бы оставил больного без нормальной пищи, полагаясь на
Одни микстуры и пилюли. Так именно и поступает наша специальная школа, в которой
Heilpadogogik (лечебная педагогика) пожрала нормальную, специальное воспитание
Поглотило социальное.
Необходимость специального воспитания и обучения дефективных детей нами не
Отрицается. Напротив, мы утверждаем, что обучение слепых чтению или глухонемых
Устной речи требует специальной педагогической техники, особых приемов и
Методов. И только научное знание техники может создать настоящего педагога в
Этой области. Однако мы не должны забывать и того, что надо воспитывать не слеп
Ого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит
Воспитывать слепоту и глухоту и из педагогики детской дефективности превращать
Ее в дефективную педагогику.
У нас специальная школа как раз и приносила ребенка в жертву слепоте или
Глухоте. Здорового, полноценного в ребенке школа не замечала. Это она получила в
Наследие от европейской специальной школы, которая по своим социальным корням и
По педагогическом у направлению насквозь буржуазно-филантропична и религиозна.
Если вы прочтете отчеты о состоянии германских школ для слепых и глухих, вы
Будете поражены высотой специальной педагогической техники, гигиенической
Обстановкой и пр. Но невыносимый душок богадельни, но затхлая атмосфера
Какого-то склепа, но нездоро вый моральный воздух веют с каждой страницы. Самое