Социальное воспитание победит дефективность. Тогда, вероятно, нас не поймут,
Если мы скажем о слепом ребенке, что он дефективный, но о слепом скажут, что он
Слепой и о глухом - глухой и ничего больше.
3.
Слепота означает отсутствие одного из органов чувств (анализаторов). Ошибку
Делают те педагоги, которые полагают, что сущность воспитательной работы со
Слепыми заключается в развитии у них остальных, сохранившихся органов
Восприятия- слуха, осязания и т. д. В научной литературе неоднократно
Указывалось: чрезвычайно распространенное общее мнение, будто слепые обладают
Исключительными музыкальными способностями, особо тонким слухом и будто все они
Прирожденные музыканты, глубоко ошибочно. Всякий слеп ой есть непременно слепой
Музыкант - так думают обычно. Между тем слепые не выдвинули до сих пор ни одного
Большого музыканта.
И даже посредственные музыканты нечасто выходят из их среды. Только огромное
|
|
Количество церковных певчих, уличных музыкантов, таперов и оркестрантов для
Дешевой эстрады плодило прежнее музыкальное образование слепых. Оно идейно
Связано с легендой о биологической компенсации физического дефекта и должно
Отмереть вместе с последней. П. Трошин, наблюдая ощущения дефективных д етей,
Отмечает, что обычные представления в педагогике о первостепенной и
Фундаментальной важности развития органов чувств сильно преувеличены. Сохранение
Анализаторов и даже развитие их совершенно не гарантируют сколько-нибудь
Высокого и сложного строя личности.
Очевидно, речь должна идти не о развитии органов восприятия как о первой
Задаче тифло- и сурдопедагогики, но о некоторых более сложных и целостных,
Активных и действенных формах детского опыта. Кто полагает, что дефект слепоты
Компенсируется воспитан ием слуха и осязания, тот заблуждается и стоит всецело
На старой точке зрения и вне круга социальной педагогики.
Создание социальной тифлопедагогики вместо медицински-филантропической -
Задача величайшей научной важности и огромной практической ценности. Сейчас
Может идти речь только о том, чтобы попытаться нащупать некоторые ее отдельные
Точки. Этой попытке и п освящена настоящая глава. На место биологической
Компенсации должна выступить идея социальной компенсации дефекта. Психика,
Особенно разум-функция социальной жизни. Голый физический стимул света не есть
Полная реальность; истолкование, даваемое ему по средством социальной