слепота не будет дефективностью" Социальная педагогика и призвана осуществить
Эту мысль дефектологической психологии. Преодолеть дефективность - вот основная
Мысль. Приведенным примером нам хотелось показать, что это утверждение не есть
Парадокс, но мысль, прозрачная насквозь и ясная до самого дна.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
СЛЕПОЙ РЕБЕНОК
У них (слепых. - Л. В) развиваются такие особенности, которых мы не можем
Заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых
Со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода
Людей.
К. Бюрклен
(K. Burklen, 1924, с. 3)
1.
Если оставить в стороне частности и пренебречь деталями, можно представить
Развитие научных взглядов на психологию слепых в виде одной линии, которая идет
От глубокой древности до наших дней, то теряясь во тьме ложных идей, то
Появляясь опять с каждым новым завоеванием науки. Как магнитная стрелка
Указывает на север, так эта линия указывает на истину и позволяет оценить всякое
Историческое заблуждение степенью его отклонения от этого пути углом искривления
Основной линии.
В сущности наука о слепом человеке, поскольку она шла к истине, вся сводится
К развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями
Пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о
Психологической природе че ловека. В психологии слепых, как и во всяком знании,
Заблуждаться можно по-разному, но идти к истине только одним путем. Эта идея
Сводится к тому, что слепота есть не только отсутствие зрения (дефект отдельного
Органа); она вызывает глубочайшую перест ройку всех сил организма и личности.
Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые
Силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически
Пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только
Дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей,
плюс, сила (как это ни странно и ни похоже на парадокс!). Эта идея пережила три
Главных этапа, из сопоставления которых становится ясным направление, тенденция
Ее развития. Первая эпоха может быть обозначена как мистическая, вторая -
Наивно-биологическая и третья, современная - научная или социально-психолог
Ическая.
2.
Первая эпоха охватывает древность, средние века и значительнейшую часть новой
Истории. До сих пор пережитки этой эпохи видны в народных взглядах на слепого, в