К. Крупская (8): "Ориентировка на трудовую деятельность людей, изучение под этим
Углом зрения связей и взаимоотношений между человеком и природой, индивида с
Обществом, экон омикой, политикой и культурой, настоящим и прошлым придает
содержанию преподавания общеобразовательный, политехнический характер" (1978, с.
214).
На основе политехнического трудового воспитания строится профессиональное
Образование, дающее полное и законченное овладение каким-либо одним видом труда,
Обеспечивающим выход в жизнь и трудовое участие в ней. На основе трудового
Воспитания развивается и складывается организация детского коллектива. Задачи
Подобной организации не ограничиваются стремлением наладить детскую жизнь, но
Простираются намного дальше. Организация детского коллектива превращается в
Воспитательный процесс, помогающий детям осознать себя как органическую часть
Общества взрослых. В наших школах развивается едва ли не первый в мире опыт
|
|
Самоорганизации глухонемых детей. Дети создают школьное самоуправление, имеющее
Санитарную, хозяйственную, культурную и т. д. комиссии, ко торые охватывают всю
Жизнь детей. Общественные навыки, социальные проявления, инициатива,
Организаторские способности, коллективная ответственность растут и крепнут в
Этой системе. И наконец, систему социального воспитания глухонемых детей
Увенчивает детское коммунистическое движение, участие в отрядах юных пионеров,
Вовлекающих детей в жизнь рабочего класса, в переживания и борьбу взрослых. В
Пионерском движении бьется пульс мировой жизни - ребенок научается сознавать
Себя ее участником. И в этой детской игре зреют серьезные ростки тех мыслей и
Действий, которые скажут решающее слово об этой жизни. Новое заключается в том,
Что впервые жизнь ребенка вводится в современность; более того, его жизнь
Направлена на будущее, в то время как обычно она базировалась на прошлом
Историческом опыте человечества.
Детское пионерское движение на старших ступенях переходит в юношеское
Коммунистическое движение, в широчайшее общественно-политическое воспитание - и
Глухонемой ребенок живет и дышит тем же, чем живет и дышит вся страна; его
Мысли, его стремления, его пульс бьются в унисон с мыслью и пульсом огромных
Народных масс.
* * *
Вот эта система социального воспитания и есть то новое и самое главное, что
Дала революция воспитанию глухонемых. Нужно только представить, какие огромные и
Неисчерпаемые возможности таит в себе подобная постановка воспитания для