Процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но
И от со циальной реальности дефекта, т. е. от тех трудностей, к которым приводит
Дефект с точки зрения социальной позиции ребенка. У детей с недостатками
Компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того,
Какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается, какие трудности
Возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об источниках
Компенсаторного развития связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда берутся
Силы, что является движущей силой компенсаторного развития? Для одной теории -
Источником является внутренняя целеустремленность самого жизненного процесса
Развития, внутренняя целостность личности. Эта теория со всей прямотой переходит
На телеологическую позицию, представляя, что в каждом ребенке заложена
Целеустремленность, жизненный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая
Ребенка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная
Сила, которая толкает ребенка вперед и обеспечивает его развитие, несмотря ни на
Что.
Что процессы, компенсаторного развития обладают объективной
Целеустремленностью, т. е. используют полезные функции в развитии ребенка, едва
Ли подлежит сомнению. Уже перед Ч. Дарвином стояла задача их материалистического
Понимания, причинного объяснен ия, т. е. задача показать, как возникает
Объективная целеустремленность этих процессов. В отличие от телеологии наше
Рассмотрение компенсации выводится не из сил внутреннего порыва, мы видим, что
Фондом компенсации в огромной мере является социально-к оллективная жизнь
Ребенка, коллективность его поведения, в которых он находит материал для
Построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития.
Само собой разумеется, богатство или бедность внутреннего фонда ребенка, скажем
Степень умственной отсталости, является существенным и первичным моментом,
Определяющим, насколько ребенок способен воспользоваться этим материалом. И само
Собой разумеется, судьбы дебила и идиота существенно разнятся из-за того, что их
Внутренний фонд глубоко различен. Но это опять-таки является не определяющим на
Высших ступенях, а многократно снятым в процессе дальнейшего развития ребенка.
Последний момент, который нужно разграничить в принципиальном понимании
Процессов компенсации: в клинике удалось расшифровать ряд новых психологических