Фактическое доказательство этого следующее, судьба компенсаторных процессов и

Процессов развития в целом зависит не только от характера и тяжести дефекта, но

И от со циальной реальности дефекта, т. е. от тех трудностей, к которым приводит

Дефект с точки зрения социальной позиции ребенка. У детей с недостатками

Компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того,

Какая ситуация создалась, в какой среде ребенок воспитывается, какие трудности

Возникают для него из этой недостаточности. С вопросом об источниках

Компенсаторного развития связан вопрос фондов этой компенсации. Откуда берутся

Силы, что является движущей силой компенсаторного развития? Для одной теории -

Источником является внутренняя целеустремленность самого жизненного процесса

Развития, внутренняя целостность личности. Эта теория со всей прямотой переходит

На телеологическую позицию, представляя, что в каждом ребенке заложена

Целеустремленность, жизненный порыв, внутренняя тенденция, непреодолимо влекущая

Ребенка к развитию, к полноте самоутверждения, некоторая инстинктивная жизненная

Сила, которая толкает ребенка вперед и обеспечивает его развитие, несмотря ни на

Что.

Что процессы, компенсаторного развития обладают объективной

Целеустремленностью, т. е. используют полезные функции в развитии ребенка, едва

Ли подлежит сомнению. Уже перед Ч. Дарвином стояла задача их материалистического

Понимания, причинного объяснен ия, т. е. задача показать, как возникает

Объективная целеустремленность этих процессов. В отличие от телеологии наше

Рассмотрение компенсации выводится не из сил внутреннего порыва, мы видим, что

Фондом компенсации в огромной мере является социально-к оллективная жизнь

Ребенка, коллективность его поведения, в которых он находит материал для

Построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития.

Само собой разумеется, богатство или бедность внутреннего фонда ребенка, скажем

Степень умственной отсталости, является существенным и первичным моментом,

Определяющим, насколько ребенок способен воспользоваться этим материалом. И само

Собой разумеется, судьбы дебила и идиота существенно разнятся из-за того, что их

Внутренний фонд глубоко различен. Но это опять-таки является не определяющим на

Высших ступенях, а многократно снятым в процессе дальнейшего развития ребенка.

Последний момент, который нужно разграничить в принципиальном понимании

Процессов компенсации: в клинике удалось расшифровать ряд новых психологических


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: