В истории развития ребенка (и нашего психологического развития) пассивное
Функционирование значительно превосходит активное пользование какой-нибудь
Психологической функцией. Ребенок начинает раньше понимать речь, чем говорить.
Мы способны понять книгу, написанную гением, но передать ее содержание часто не
В состоянии: возможность нашего речевого понимания больше, чем возможность
Активного пользования речью. Отсюда был сделан ценный методический вывод: чтобы
Правильно судить о возможностях развития и о действительном Уровне развития
Отсталого ребенка, нужно учитывать не только то, насколько он может сам сказать,
Но и то, насколько он может понять. Но понять мы можем то, что лежит в пределах
Нашего понимания, а это гораздо больше того, что сост авляет говорение.
Одностороннее насыщение коллектива умственно отсталыми Детьми, максимально
Одинаковыми по уровню развития, - ложный педагогический идеал. Он противоречит
|
|
Основному закону развития высшего психологического уровня и представлению о
Многообразии и динами ке психологических функций у ребенка вообще и умственно
Отсталого в частности. Прежние исследователи полагали, что интеллект есть
Единая, простая, односложная, гомогенная функция и если перед нами дебил, то все
Его функции однородно снижены. Более глубокое исследование показало: интеллект,
Который возникает в процессе сложного развития, не может быть по природе
Однородным и по структуре односложным, недифференцированным. Наоборот, то, что
Называется интеллектом, представляет многообразие функций в сложном единстве. Но
Единство не значит тожде ство, не значит гомогенность; изучение динамики этой
Сложной структуры привело исследователей к выводу: невозможно такое положение,
Чтобы при отсталости все функции интеллекта оказывались одинаково пораженными,
Ибо, представляя собой качественное свое образие, каждая из функций тем самым и
Качественно своеобразно сказывается на том процессе, который лежит в основе
Умственной отсталости.
Приведу пример. Вы знаете, что только в последнее десятилетие установлено
Действительное отношение между моторикой и умственным развитием. Выяснилось, что
Часто те или иные формы сочетаются, но вовсе не обязательно идут, образно
Говоря, рука об руку. Дальнейшие исследования показали, что развитие моторных
Функций может являться и на деле является одной из центральных сфер компенсации
Умственной недостаточности, и обратно: при моторной недостаточности у детей