Его и рисует. Теперь представим, что ребенку нужен красный карандаш, а карандаша

Нет, ребенок оглядывается - карандаша нет. Вот тут появляется эгоцентрическая

речь- рассуждение: "Пропал красный карандаш, надо достать красный карандаш",

или: "Заяц останется без ушей", или: "Придется нарисовать серым карандашом",

или: "Если намочить синий в воде, то будет как красный", и ребенок это делает.

Иначе говоря, там, где нельзя действием справиться с ситуацией, на сцену

выступает рассужде ние, как планировать свое поведение или как достать

Недостающий предмет. Иногда ребенок пытается отдать себе отчет в том, что

Происходит. Этот обходный путь возникает тогда, когда прямой путь отрезан.

Опыт убеждает в том, что эгоцентрическая речь ребенка-это важная функция

внутренней речи, так как она планирует его поведение. Мы знаем, до какой степени

Влияет то, что у человека возникает в голове, на то, что он делает, и до какой

Степени это характ ерно для поведения человека, обусловливает его акты, его

отношение к окружающей среде. Истоки этого планирования мы находим в

Эгоцентрической детской речи. Э. Клапаред (2), швейцарский исследователь,

Указывает законы, объясняющие структуру таких обходных операций; эти законы он

Называет законами трудности осознания. Клапаред исследовал, как возникает у

Ребенка реакция на сходное и реакция на различное, и натолкнулся на следующие

Факты: реакция на сходное возникает раньше, чем реакция на различное, между тем

Словесное определение различного возникает раньше, чем. словесное определение

Сходного. Клапаред объясняет это так: в отношении сходства у ребенка нет

трудностей, он прямо реагирует, у него нет оснований прибегать к обходному пути;

В отношении различного он гораздо больше ошибается, предпринимает одно, другое

Действие, и тут обнаруживается, как возникает обходная операция. Клапаред

Формулирует э тот закон: мы осмысливаем на словах или переводим операцию из

плана действий в план вербальный по мере того, как научаемся приспособлению, по

Мере того как наталкиваемся на трудности в нашем поведении.

И действительно, не только исследователи эгоцентрической речи, но и

Исследователи более сложных операций показывают: структура обходных путей

Возникает тогда, когда операция на прямом пути оказывается отрезанной. Иначе

Говоря, основная функция, основн ое назначение высшей формы приспособления

Заключаются в том, чтобы осуществлять его там, где приспособление по прямому


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: