есть только предлог и повод для возникновения трагедии. "Причитания и вздохи, -
Говорит А. М. Щербина, - сопровождают слепого в течение его жизни; таким
образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа" (1916,
С. 39). Сам по себе органический дефект (слепота, глухота и т. п.) есть факт
Биологический. Но воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами
Самими по себе, сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой
Ребенок как объект восп итания, здесь приходится иметь дело не столько со
Слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при
Вхождении в жизнь. Поэтому воспитание дефективного ребенка есть социальное
Воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка
Под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического
Восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического
Преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной
|
|
Полн оценности или приближения к ней. Дефект, как сказано выше, есть не только
Минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, стимул к
Компенсации. Одновременно с дефектом даны и психологические тенденции
Противоположного направления, даны силы для преодоления этого дефекта. Наука
Указывает путь для воспитания дефективного ребенка: надо построить весь
Воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта.
Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка. Основная
Особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка -тяжкое нарушение
Его пространственных восприятии и представлений, ограниченность в свободе
Движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и
Способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. Петцельд видит
Самую характерную особенность личности слепого ребенка в противоречии между
Относительной беспомощностью в пространственном от ношении и возможностью
Посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания
Со зрячими. Именно речь и основанное на ней общение со зрячими являются основным
Средством компенсации у слепого ребенка. Предоставленный сам себе, замкнутый в
Кругу собственного опыта, не включенный в социальный опыт, слепой ребенок
Развился бы в совершенно особенное существо, глубоко отличное от нормального
человека и совершенно неприспособленное к жизни в мире зрячих. "У них