Больные дети. Очень часто дефект ребенка заключается в болезни. Таковы,
Например, дети-эпилептики, психопаты и т. п. Здесь воспитание должно быть
Объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. Врач и педагог
Совместными, усилиями м огут справиться с задачей. Очень часто нельзя провести
Резкой грани между лечебными и воспитательными мероприятиями. И современная
Психиатрия все больше начинает сближать психотерапию, т. е. лечение
Психологическими приемами, с воспитанием даже тогда, когда речь идет о лечении
Взрослых людей. Психиатрия располагает рядом психологических методов, сущность
Которых заключается в довоспитании личности больного. Лечение такого больного
Ребенка растворяется в его воспитании.
Умственно отсталые дети. Под общим названием умственно отсталых обычно имеют
В виду всю ту группу детей, которая отстает в развитии от среднего уровня, в
Процессе школьного обучения обнаруживает неспособность идти нога в ногу с
|
|
Остальной детской м ассой. На деле группа отсталых детей сложна по составу, так
Как причины и природа отсталости могут быть совершенно разными. Во всяком
Случае, следует различать два типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и
Отсталый вследствие органического де фекта. К первому типу в сущности
Принадлежат не дефективные, а больные дети; отсталость является результатом
Заболевания (большей частью нервного или психического) и может пройти после
Излечения. Только второй тип, обладающий постоянным органическим д ефектом,
Выражающимся в слабоумии, составляет разновидность дефективности. Принято
Различать три степени слабоумия и распределять детей этого типа на три различные
Группы: идиотов, не поднимающихся в развитии над уровнем двухлетнего ребенка,
Неспособн ых к употреблению орудий и инструментов, почти неспособных к обучению
Речи; имбецилов, не переходящих в развитии уровня ребенка между 2 и 7 годами,
Способных к обучению простейшим видам труда, но не способных к сколько-нибудь
Самостоятельной работе; н аконец, дебилов, или моронов, имеющих самую легкую
Степень слабоумия, способных к относительно богатому обучению и усвоению
Материала, но проявляющих пониженную деятельность высших функций, замедленный
Темп развития, сохраняющих черты детского интелле кта (12-летнего ребенка) на
Всю жизнь и нуждающихся в особом воспитании во вспомогательных школах.
Воспитание этих детей представляет наибольшие трудности по сравнению со слепыми