К нему или как он сам применял его к другим людям

Таким образом, на вопрос о том, откуда берутся, как складываются, каким путем

Развиваются высшие процессы детского мышления, мы должны ответить, что они

Возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого

Себя тех форм сотруд ничества, которые ребенок усваивает в процессе

Взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы

Сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их

Основе, и являются их прямыми родоначальникам и и источниками их возникновения.

В этом основной смысл сформулированного нами закона двойного появления высших

Психических функций в истории развития ребенка. Таким образом, из коллективного

Поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального

Опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности.

Приведем еще несколько примеров, показывающих зависимость между развитием

Коллективных форм сотрудничества, с одной стороны, и индивидуальных способов

Поведения в виде высших психических функций-с другой. Прежде всего, скажем о

Споре. В свое время Д. Болдуин и Э. Риньяно высказывали мысль, что истинное

Размышление является не чем иным, как дискуссией, или спором, перенесенным

Внутрь личности. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и показать, что в

Детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того

Чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как особый

Процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста.

Развитие размышления берет начало в споре, в столкновении мн ений - таков

Основной вывод этого исследования.

И в самом деле, по остроумному выражению Пиаже, мы охотно верим самим себе на

Слово. В процессе индивидуального мышления не может возникнуть сама задача

Проверить, доказать, опровергнуть известное положение, мотивировать утверждение.

Доказать правильн ость своих мыслей, возразить, привести доводы-все это как

задача приспособления может возникнуть только в процессе детского спора. "Это

Мое место, - говорит ребенок, которого наблюдал Пиаже. - Ты должен его мне

уступить, потому что я всегда здесь сижу". - "Нет, оно мое, - возражает другой,

- потому что я пришел раньше и занял его".

В наипримитивнейшем детском споре уже содержится зародыш будущих размышлений:

Понятие о причинности, доказательстве и т. д. Если в истории детского

Размышления, тесно связанного со спором, мы наблюдаем генетическую зависимость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: