Элементарных, низших процессов. Наиболее ярко эта доктрина отразилась в теории и

Практике сенсомоторного воспитания, в тренировке и воспитании отдельных

Ощущений, отдельных движений, отдельных элементарных процессов. Умственно

Отсталого ребенка учили не мыслить, но различать запахи, оттенки цветов, звуков

И т. д. И не только сенсомоторная культура, но и все воспитание ненормального

Ребенка, было проникнуто равнением на элементарное, низшее.

Современное научное исследование показывает, что это ошибочная точка зрения.

Именно из-за теоретической несостоятельности этих педагогических систем

Последние оказались столь мало полезными, столь практически бесплодными, что

Привели к серьезному и гл убокому кризису, охватывающему сейчас всю область

Воспитания ненормального ребенка. В самом деле, как показывает исследование,

Низшие, элементарные процессы, с одной стороны, наименее воспитуемы, наименее

Зависимы в построении от внешних воздействий, от социального развития ребенка. С

Другой стороны, они, являясь первичными симптомами, вытекающими неп осредственно

Из самого ядра дефекта, настолько тесно связаны с этим ядром, что победить их не

Удается до тех пор, пока не будет устранен сам дефект. А так как устранение

Дефекта есть в огромном большинстве случаев дело практически невозможное, то

Есте ственно, что и борьба с первичными симптомами была заранее обречена на

Бесплодие и неудачу. Оба эти момента, вместе взятые, обусловили тот факт, что

Развитие и тренировка элементарных, низших функций натыкается на каждом шагу на

Почти непреодолимые пр епятствия.

Диалектика развития ненормального ребенка и его воспитания заключается, между

Прочим, в том, что его развитие и воспитание совершаются не по прямым, а по

Обходным путям. Как уже сказано, психические функции, возникшие в процессе

Исторического развития человечества и зависящие в построении от коллективного

Поведения ребенка, являются той областью, которая в наибольшей мере допускает

Выравнивание и сглаживание последствий дефекта и представляет наибольшие

Возможности для воспитательного воздействия. Однако было бы ошибкой полагать,

Что у ненормального ребенка лучше развиты высшие, чем элементарные, процессы. За

Исключением небольшого числа случаев (например, развитие высших форм

Психомоторики при недоразвитии элементарных моторных процессов у сле пых и у

Глухих), обычно высшие процессы оказываются более пострадавшими, чем

Элементарные. Но это не должно нас обезнадеживать. Существенно, что недоразвитие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: