Практике сенсомоторного воспитания, в тренировке и воспитании отдельных
Ощущений, отдельных движений, отдельных элементарных процессов. Умственно
Отсталого ребенка учили не мыслить, но различать запахи, оттенки цветов, звуков
И т. д. И не только сенсомоторная культура, но и все воспитание ненормального
Ребенка, было проникнуто равнением на элементарное, низшее.
Современное научное исследование показывает, что это ошибочная точка зрения.
Именно из-за теоретической несостоятельности этих педагогических систем
Последние оказались столь мало полезными, столь практически бесплодными, что
Привели к серьезному и гл убокому кризису, охватывающему сейчас всю область
Воспитания ненормального ребенка. В самом деле, как показывает исследование,
Низшие, элементарные процессы, с одной стороны, наименее воспитуемы, наименее
Зависимы в построении от внешних воздействий, от социального развития ребенка. С
|
|
Другой стороны, они, являясь первичными симптомами, вытекающими неп осредственно
Из самого ядра дефекта, настолько тесно связаны с этим ядром, что победить их не
Удается до тех пор, пока не будет устранен сам дефект. А так как устранение
Дефекта есть в огромном большинстве случаев дело практически невозможное, то
Есте ственно, что и борьба с первичными симптомами была заранее обречена на
Бесплодие и неудачу. Оба эти момента, вместе взятые, обусловили тот факт, что
Развитие и тренировка элементарных, низших функций натыкается на каждом шагу на
Почти непреодолимые пр епятствия.
Диалектика развития ненормального ребенка и его воспитания заключается, между
Прочим, в том, что его развитие и воспитание совершаются не по прямым, а по
Обходным путям. Как уже сказано, психические функции, возникшие в процессе
Исторического развития человечества и зависящие в построении от коллективного
Поведения ребенка, являются той областью, которая в наибольшей мере допускает
Выравнивание и сглаживание последствий дефекта и представляет наибольшие
Возможности для воспитательного воздействия. Однако было бы ошибкой полагать,
Что у ненормального ребенка лучше развиты высшие, чем элементарные, процессы. За
Исключением небольшого числа случаев (например, развитие высших форм
Психомоторики при недоразвитии элементарных моторных процессов у сле пых и у
Глухих), обычно высшие процессы оказываются более пострадавшими, чем
Элементарные. Но это не должно нас обезнадеживать. Существенно, что недоразвитие