Чувствовали основоположники этого дела. Не кто иной, как Сеген, почти 100 лет

назад говорил воспит ателю о глубоко отсталом, ребенке: "Если он постоянно

Лежит, посадите его; если он сидит, поставьте его; если он не ест сам, держите

Его пальцы, но не ложку во время еды; если он совсем не действует, возбуждайте

Все его мышцы к действию, если он не см отрит и не говорит, говорите ему и

Смотрите за него. Кормите его как человека, который работает, у заставьте его

работать, работая вместе с ним; будьте его волей, разумом, деятельностью..."

(1903, с. 74-75).

Путь развития глубоко отсталого ребенка лежит через сотрудничество,

Социальную помощь другого человека, который вначале является его разумом, его

Волей его деятельностью. Это положение совершенно совпадает и с нормальным путем

Развития ребенка. Путь р азвития глубоко отсталого ребенка лежит через общение и

Сотрудничество через другого человека. Именно поэтому социальное воспитание

Глубоко отсталых детей раскрывает перед нами такие возможности, которые с точки

Зрения только биологически обоснованного физиологического воспитания (как

Называл Сеген свою систему) могут показаться чистой утопией.

Идиот, напомним другое замечание Э. Сегена, в буквальном смысле слова значит

Одинокий: он действительно одинок со своим ощущением, без всякой

интеллектуальной или моральной воли. "Физически-он не может, умственно-он не

Знает, психически-он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но

вся беда в том, что он прежде всего не хочет..!" (1903, с. XXXVII-XXXVIII). Ни

Одна из интеллектуальных способностей, говорил Сеген, не может считаться вполне

Отсутствующей у идиота, но у него нет умения свободно прилагать свои способности

К явлениям нравственного и отвлеченного характера. Ему недостает той свободы, из

Которой рождается нравственная воля.

Современное научное исследование всецело оправдывает эту глубочайшую интуицию

Сегена, который основу идиотии видел в одиночестве. Социальное воспитание и есть

Путь развития глубоко отсталого ребенка, путь, который основан на преодолении

Одиночества, с оставляющего самую сущность идиотии. В этом отношении Сеген

Справедливо сравнивал воспитание глубоко отсталых детей с обучением речи

Глухонемых. Ссылаясь на Я. Перейра, который в начале XVIII в. выдвинул идею

обучения речи глухонемых детей, Сеген гово рил: "Перейр стал на ту же точку

Зрения, на которой стою и я: он находит, что некоторые функции могут быть

Воссозданы там, где они отсутствуют; в этом отношении он был изобретателем в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: