назад говорил воспит ателю о глубоко отсталом, ребенке: "Если он постоянно
Лежит, посадите его; если он сидит, поставьте его; если он не ест сам, держите
Его пальцы, но не ложку во время еды; если он совсем не действует, возбуждайте
Все его мышцы к действию, если он не см отрит и не говорит, говорите ему и
Смотрите за него. Кормите его как человека, который работает, у заставьте его
работать, работая вместе с ним; будьте его волей, разумом, деятельностью..."
(1903, с. 74-75).
Путь развития глубоко отсталого ребенка лежит через сотрудничество,
Социальную помощь другого человека, который вначале является его разумом, его
Волей его деятельностью. Это положение совершенно совпадает и с нормальным путем
Развития ребенка. Путь р азвития глубоко отсталого ребенка лежит через общение и
Сотрудничество через другого человека. Именно поэтому социальное воспитание
Глубоко отсталых детей раскрывает перед нами такие возможности, которые с точки
|
|
Зрения только биологически обоснованного физиологического воспитания (как
Называл Сеген свою систему) могут показаться чистой утопией.
Идиот, напомним другое замечание Э. Сегена, в буквальном смысле слова значит
Одинокий: он действительно одинок со своим ощущением, без всякой
интеллектуальной или моральной воли. "Физически-он не может, умственно-он не
Знает, психически-он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но
вся беда в том, что он прежде всего не хочет..!" (1903, с. XXXVII-XXXVIII). Ни
Одна из интеллектуальных способностей, говорил Сеген, не может считаться вполне
Отсутствующей у идиота, но у него нет умения свободно прилагать свои способности
К явлениям нравственного и отвлеченного характера. Ему недостает той свободы, из
Которой рождается нравственная воля.
Современное научное исследование всецело оправдывает эту глубочайшую интуицию
Сегена, который основу идиотии видел в одиночестве. Социальное воспитание и есть
Путь развития глубоко отсталого ребенка, путь, который основан на преодолении
Одиночества, с оставляющего самую сущность идиотии. В этом отношении Сеген
Справедливо сравнивал воспитание глубоко отсталых детей с обучением речи
Глухонемых. Ссылаясь на Я. Перейра, который в начале XVIII в. выдвинул идею
обучения речи глухонемых детей, Сеген гово рил: "Перейр стал на ту же точку
Зрения, на которой стою и я: он находит, что некоторые функции могут быть
Воссозданы там, где они отсутствуют; в этом отношении он был изобретателем в