На деле же Левин берет только частный случай из всего многообразия фактически

Наблюдающихся в развитии отношений между интеллектом и аффектом, частный случай,

Относящийся к закономерностям именно на низших и самых примитивных ступенях

Развития, и этот частный случай возводит в общий закон.

Верно, что в самом начале развития интеллекта имеется момент, в котором

Предполагаемая Левином общая закономерность проявляется как господствующая. На

Начальных ступенях развития интеллекта действительно обнаруживается его более

Или менее непосредстве нная зависимость от аффекта. Но так же точно, как

Совершенно незаконно определять природу интеллекта по начальным, элементарным

Формам, которые избирает Левин, невозможно принимать отношения между интеллектом

И аффектом, существующие на ранней ступени развития, за нечто неизменное и

Постоянное, за нечто типическое и закономерное для всего процесса развития. Как

Мы уже упоминали, В. Келер справедливо замечает, что нигде интеллектуализм не

Оказывается столь несостоятельным, как в теории интеллекта. Д о последнего

Времени несостоятельность интеллектуализма обнаруживали главным образом тогда,

Когда интеллектуалистическую точку зрения пытались применять к объяснению

Природы аффектов и воли. Но Келер не без основания утверждает, что эта точка

Зрения о казывается еще более порочной, когда ее пытаются применить к анализу

Самого интеллекта и, таким образом, вывести природу интеллекта и его развития из

Него самого. Левин избежал этого упрека, поскольку он пытается вывести интеллект

И его природу из осо бенностей аффективной жизни. Но он при этом впадает в две

Другие не менее серьезные методологические ошибки.

Как и большинство представителей структурной психологии, Левин склонен

Отрицать, сам того не сознавая, наличие всех специфических закономерностей,

Присущих мышлению. Верно, что интеллект нельзя полностью объяснить из него

Самого, что он построен и дей ствует не по законам мышления, так как не является

Искусственно созданным мыслью человека образованием, а представляет естественно

Развившуюся функцию человеческого мозга, функцию человеческого сознания. Но

Верно и то, что при изучении интеллекта и ег о особенностей невозможно

Игнорировать специфические закономерности мышления и принимать их за простое

Зеркальное отображение закономерностей, господствующих в аффективной сфере, или

Тень, отбрасываемую аффектом.

Вероятно, и это самое главное, Левин, избегая опасности интеллектуализма,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: