Особенностей. Ни более, ни менее. Это непреложно, это неоспоримо. Но нет
Решительно никаких оснований, кроме предвзятой волюнтаристской точки зрения, для
Того, чтобы в этом единстве одну его сторону- аффект- принимать за независимую,
А вторую сторону- интеллект-за зависимую. Напротив, теоретический анализ и
Экспериментальные исследования, о которых мы скажем ниже, заставляют принять,
Что единство интеллекта и аффекта имеет внутренние закономерности,
Характеризующие его именно как единство. Только до тех пор, пока мы сохраняем
Это единство как таковое, мы сохраняем и свойства, присущие этому единству. Как
Только мы разлагаем его на элементы, так сейчас же теряем свойства, присущие
Целому, и лишаемся всякой возможности объяснить их. Принимать аффект всегда как
Причину, обусловливающую те или иные свойства интеллекта, столь же
Неосновательно, как принимать кислород за причину тех или иных свойств,
|
|
Обнаруживаемых водородом, если речь свойства, присущего воде. Если мы хотим
Объяснить, например, почему вода тушит огонь, мы напрасно прибегнем к разложению
Воды на элементы и с удивлением узнаем, что водород сам горит, а кислород
Поддерживает горение. Только в том случае, если мы сумее м анализ, разлагающий
Единство на элементы, заменить анализом, расчленяющим сложные единства на
Относительно простые единицы, далее не разложимые и представляющие в
Наипростейшем виде единства, присущие целому, мы можем надеяться, что наш анализ
Приве дет к удовлетворительному разрешению задачи.
Итак, ближайшее условие для решения нашей задачи- нахождение неразложимой
Единицы интеллекта и аффекта. Это мы можем сделать, если внесем одну
Теоретическую поправку в рассуждения Левина. Согласно его теории, дело обстоит
Так. Существует динамика двух сортов: с одной стороны, текучая, свободная,
Подвижная и лабильная, с другой-связанная, тугоподвижная, косная, так же как
Существуют два сорта деятельности-мышление, с одной стороны, и реальная
Деятельность в актуальной ситуации-с другой.
Оба сорта динамических процессов существуют совершенно независимо от
Интеллекта, как оба вида деятельности- совершенно независимо от динамики. Далее,
Оба сорта динамики могут смешиваться в разных сочетаниях с обоими видами
Деятельности. Тогда мы будем встречаться с различными сочетаниями динамического
И интеллектуального свойства в зависимости от того, какие динамические и какие
Функциональные элементы войдут в состав рассматриваемого целого. На самом деле