Противопоставление свободы человеческого действия его мышлению. Мы знаем, что
Свобода воли есть не что иное, как осо знанная необходимость, как господство над
Природой.
В наших исследованиях высших психологических функций мы всегда видели, что
Осмысленное и активное запоминание и внимание-это одно и то же, только взятое с
Разных сторон: что можно с таким же правом, с каким говорят о произвольном
Внимании и логической памяти, говорить о логическом внимании и произвольной
Памяти, что высшие психологические функции суть интеллектуализованные и волевые
Функции в одно и то же время и совершенно в равной мере, что осознание и
Овладение идут рука об руку. Во всем том, чт о составляет одно из самых
Центральных положений нашей теории-в учении о высших психологических
Функциях,-заключено целиком единство динамических смысловых систем. Осознанная
Функция приобретает и иные возможности действия. Осознать-значит в известной
|
|
Мере овладеть. Высшим психологическим функциям в такой же мере присуща иная
Интеллектуальная, как и иная аффективная, природа. Все дело в том, что мышление
И аффект представляют части единого целого-человеческого сознания.
Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним
Функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в
Другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменяется их
Отношение к целому и его единству. Поэтому, если вернуться к упомянутому нами
Примеру о единстве конкретности мышления, с одной стороны, и тугоподвижности
Динамических систем-с другой, можно сказать, что всякой ступени в развитии
Мышления соответствует своя ступень в разв итии аффекта, или, иначе, всякая
Ступень психологического развития характеризуется особой, присущей ей структурой
Динамических, смысловых систем как целостного и неразложимого единства. Косность
И тугоподвижность динамических систем столь же необходим о исключают возможность
Абстракции и понятий, столь же необходимо приводят к полной связанности
Ситуацией, столь же необходимо обусловливают конкретность, наглядность мышления,
В какой мере конкретность мышления, отсутствие абстракции и понятий
Обусловливают косность и тугоподвижность динамических систем.
Если в реальном ситуационном действии мы наблюдаем подвижность и текучесть
Динамики, то это всегда характеризуется свойством мысли участвовать в процессе
Нашей внешней деятельности. Можно сказать, что участие мысли в деятельности