Трудность раскрытия этого синдрома у умственно отсталого ребенка в том, что
Синдром не проявляется в открытом конфликте, в антагонистическом направлении по
Отношению к личности он не действует по отношению к целой личности как инородное
Тело, как бес или как двойник (это имеет место у истериков), но тем не менее,
Сущность недоразвития воли и того более раннего механизма, который занимает
Место воли, остается той же самой.
Наконец, на последнее место из наиболее часто встречающихся вторичных
Осложнений в развитии дебильного ребенка должны быть поставлены все
Невротические надстройки, для которых дебил представляет самую благодатную
Почву. Мы не станем вдаваться сейчас в подробный анализ этих невротических
Надстроек, так как они принадлежат к числу наиболее хорошо выясненных и
Изученных пограничных случаев и симптомов. Скажем только, что мы, н аблюдая эти
Невротические надстройки, имеем в виду не типичный детский невроз или
Психоневроз в его клинической форме. Мы имеем в виду те пограничные, а отчасти и
Совершенно находящиеся в пределах нормы невротические тенденции, образования,
Механизмы и сдвиги, которые возникают на основе конфликта, имеющего место почти
Всякий раз при развитии дебильного ребенка. В первую очередь отметим чрезвычайно
Низкую оценку, которую получает этот ребенок в окружающей среде, объективные
Трудности, которые для него непреодолимы, то, что ребенок и объективно и
Субъективно начинает осознавать свою малоценность, реагировать на нее развитием
Ряда тенденций, линий поведения, установкой черт характера явно невротических.
Наряду с этим и сам по себе факт недоразви тия является стимулом к возникновению
Внутренних конфликтов, которые лежат в основе невротической надстройки. И часто
Невротическая надстройка выступает в роли фактора, собирающего и организующего,
Использующего и направляющего остальные синдромы детс кого недоразвития. Все они
Как бы становятся на службу невротическим тенденциям, которые дирижируют ими.
Такова в самых коротких словах структура личности дебильного ребенка. Мы не
Станем сейчас подводить итоги нашему анализу, скажем только, что он с
Несомненностью показывает, насколько сложна структура умственной отсталости и
Насколько необходимо ее кли ническое изучение.
3.
Для большей ясности мы хотели бы указать, что аналогичные сдвиги переживает в
Наше время и психиатрия, в особенности психопатология детского возраста. И здесь