Личности, что проблема должна быть дифференцирована в отношении отдельных сторон
Личности, что в био логическом типе не заложены метафизические границы для
Развития и воспитуемости во всех направлениях. Поэтому в свете нового учения о
Развитии ненормального ребенка коренным образом перестраивается и изменяется
Сложившаяся в традиционной педагогике лечебно-педагогическая работа. Основной
Догмой старой педагогики при воспитании ненормального ребенка было воспитание
Низшего: тренировка глаза, уха, носа и их функций, различение запахов, звуков,
Цветов, развитие сенсомоторной культуры. На этом дети держались в течение
Десятка лет, и неудивительно, что результаты тренировки оказывались всегда
Наименее воспитуемые функции, а там, где эти функции все же уступали
Педагогическому воздействию, это происходило, как показывает современное
Исследование, вопреки намерению и пониманию самих педагогов, ибо и развитие
Элементарных функций совершается за счет развития высших психологических
Функций. Ребенок научается лучше различать цвета, разбираться в звуках,
Сравнивать запахи не за счет того, что утончается обоняние и слух, а за счет
Развития мышления, произвольного внимания и д ругих высших психологических
Функций. Таким образом, традиционная ориентировка всей специальной части
лечебной педагогики должна быть повернута на 180° и центр тяжести должен быть
Перенесен с воспитания низших на воспитание высших психологических функций.
Исследование не заканчивается на этом общем указании. Мы должны пойти дальше
И спросить себя: если структура личности ненормального ребенка представляется
Столь неоднородной и столь сложной, то где наиболее слабые, податливые пункты
Этой структуры, ко торые должны быть в первую очередь атакованы воспитанием?
Если цепь умственной отсталости состоит из разнородных с точки зрения развития и
Сопротивляемости звеньев, то где наиболее слабые места этой цепи, в которых она
Может быть разорвана? Ответ на э тот вопрос снова приводит нас к коренным
Проблемам психотерапии и лечебной педагогики. Вторичные образования оказываются
Наиболее слабыми звеньями цепи, они в первую очередь поддаются воздействию.
В виде общего правила можно сказать: чем дальше отстоит синдром с точки
Зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от
Первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих равных условиях может
Быть устранен с помощью психотер апевтических и лечебно-педагогических приемов.