Совершенно ложная тенденция игнорировать субъективные данные. Мы уже указывали в
Другое месте, что ценность субъективных показаний совершенно аналогична ценности
Показаний подсудимого и потерпевшего в суде. Всякий судья поступил бы,
Разумеется, совершенно неосновательно, если бы хотел решить дело на основе
Жалобы подсудимого или потерпевшего. Но столь же неосновательно пытаться
Обойтись вовсе без показаний обоих заинтересованных, а потом искажающих
Действительность лиц. Судья взвешивает и сопоставляет факты, сличает их,
Толкует, критикует и приходит к извест ным выводам.
Так поступает и исследователь. Нужно с самого начала усвоить в практическом
Педологическом исследовании одну простую методологическую истину: часто прямой
Задачей научного исследования является установление некоторого факта, который не
Дан непосредств енно в настоящем. От симптомов к тому, что лежит за симптомами,
От констатирования симптомов к диагностике развития - таков путь исследования.
Поэтому представление, будто научная истина всегда может быть установлена с
Помощью прямого констатирования, оказывается ложным. На этом ложное
Предположении была основана вся старая психология, которая думала, что
Психические явления могут изучаться только в их непосредственном усмотрении, с
помощью интроспекции. Между тем, как правильно говорит в "Методоло гическом
введении в науку и философию" (1923) В. Н. Ивановский (13), эта идея покоится на
Ложной посылке.
Окончательное разъяснение этого вопроса связано с введением в психологию
Понятия бессознательного. В прежнее время психология, особенно английская, часто
Вовсе отрицала возможность изучения психологических состояний бессознательного
Характера на том о сновании, что эти состояния не сознаются нами и,
Следовательно, мы о них ничего не знаем. Рассуждение это исходит из посылки,
Безмолвно принимаемой за несомненную, а именно, что мы можем изучать только то и
Вообще можем знать только о том, что мы непо средственно сознаем. Однако
Предпосылка эта необязательная, так как мы знаем и изучаем много того, чего
Непосредственно не сознаем, о чем узнаем при помощи аналогии, построения,
Гипотезы, выводимого умозаключения и т. д., вообще лишь косвенным путем. Так
Создаются, например, все картины прошлого, восстанавливаемого нами при помощи
Разнообразнейших выкладок и построений на основе материала, который нередко
Совершенно непохож на эти картины. Когда зоолог по кости вымершего животного