Что нужно дышать ртом. В этой утрированной карикатурной форме выражена

Совершенно ложная тенденция игнорировать субъективные данные. Мы уже указывали в

Другое месте, что ценность субъективных показаний совершенно аналогична ценности

Показаний подсудимого и потерпевшего в суде. Всякий судья поступил бы,

Разумеется, совершенно неосновательно, если бы хотел решить дело на основе

Жалобы подсудимого или потерпевшего. Но столь же неосновательно пытаться

Обойтись вовсе без показаний обоих заинтересованных, а потом искажающих

Действительность лиц. Судья взвешивает и сопоставляет факты, сличает их,

Толкует, критикует и приходит к извест ным выводам.

Так поступает и исследователь. Нужно с самого начала усвоить в практическом

Педологическом исследовании одну простую методологическую истину: часто прямой

Задачей научного исследования является установление некоторого факта, который не

Дан непосредств енно в настоящем. От симптомов к тому, что лежит за симптомами,

От констатирования симптомов к диагностике развития - таков путь исследования.

Поэтому представление, будто научная истина всегда может быть установлена с

Помощью прямого констатирования, оказывается ложным. На этом ложное

Предположении была основана вся старая психология, которая думала, что

Психические явления могут изучаться только в их непосредственном усмотрении, с

помощью интроспекции. Между тем, как правильно говорит в "Методоло гическом

введении в науку и философию" (1923) В. Н. Ивановский (13), эта идея покоится на

Ложной посылке.

Окончательное разъяснение этого вопроса связано с введением в психологию

Понятия бессознательного. В прежнее время психология, особенно английская, часто

Вовсе отрицала возможность изучения психологических состояний бессознательного

Характера на том о сновании, что эти состояния не сознаются нами и,

Следовательно, мы о них ничего не знаем. Рассуждение это исходит из посылки,

Безмолвно принимаемой за несомненную, а именно, что мы можем изучать только то и

Вообще можем знать только о том, что мы непо средственно сознаем. Однако

Предпосылка эта необязательная, так как мы знаем и изучаем много того, чего

Непосредственно не сознаем, о чем узнаем при помощи аналогии, построения,

Гипотезы, выводимого умозаключения и т. д., вообще лишь косвенным путем. Так

Создаются, например, все картины прошлого, восстанавливаемого нами при помощи

Разнообразнейших выкладок и построений на основе материала, который нередко

Совершенно непохож на эти картины. Когда зоолог по кости вымершего животного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: