Самом процессе. Не следует понимать всякий новый этап в развитии ребенка как
Новый продукт взаимного перекрещивания икс-единиц наследственности п люс
Игрек-единиц среды. Раскрыть самодвижение процесса развития значит понять
Внутреннюю логику, взаимную обусловленность, связи, взаимосцепление отдельных
Моментов из единства и борьбы заложенных в процессе развития противоположностей.
Развитие, по и звестному определению, и есть борьба противоположностей. Только
Такое понимание обеспечивает действительно диалектическое исследование процесса
Детского развития.
Следующий раздел нашей схемы-симптоматология развития. Задача
Раздела-представить как бы педологический статус, определить уровень и характер
Развития, который достигнут ребенком на настоящий момент. В качестве
Вспомогательных ценных сюда входят и все другие сведения, могущие
Характеризовать состояние ребенка и уровень его развития; но эти сведения должны
Включаться не иначе, как под педологическим углом зрения. В качестве примера
Таких данных можно назвать медицинский диагноз, педагогические сведе ния об
Успеваемости, подготовку и воспитание ребенка и пр. Но центральное для всего
Раздела-проблема симптоматики, т. е. научного констатирования, описания и
Определения симптомов развития.
В этом отношении наша практическая работа отстоит чрезвычайно далеко от
Идеала. Достаточно сказать, что в умении установить известные факты и
Педологически их квалифицировать наше исследование очень сильно отстало от
Соответствующего клинического иссл едования. В качестве примера мы могли бы
Назвать несколько моментов, с которыми приходится очень часто сталкиваться на
Практике. Так, у ребенка констатируется в характере замкнутость. Без дальнейшего
Анализа отсюда делается умозаключение или выдвигает ся предположение о шизоидном
Складе его личности. Между тем дальнейший тщательный анализ фактов, которые
Привели к выводу о замкнутости ребенка, показывает, что эта замкнутость по
Степени выраженности вовсе не занимает переходное место между патологич еской
Замкнутостью при соответствующем психозе и совершенно нормальной замкнутостью,
Встречающейся при определенных переживаниях у нормального человека, т. е. что
Самый характер этой замкнутости вовсе не позволяет отождествлять ее с той
Замкнутостью которая может р ассматриваться как симптом психопатического
Состояния, пограничного между душевной болезнью и здоровьем Дальше удается