Приобщения его в процессе обучения к культурному развитию; это приобщение
Происходит путем овладения сначала внешне, а затем внутренне опосредованными
Произвольными высшими психическими функциями.
Беря область дефектологии, нельзя также не отметить, что разработка проблемы
Формирования речи у глухих детей не могла не опираться на указание Выготского о
Житейских и научных понятиях, которое вскрыло, что у глухого ребенка, лишенного
Возможности фо рмировать речь в процессе общения с окружающими, нет житейских
Понятий. Каждое понятие со всеми его модификациями и грамматическими изменениями
Формируется у глухого ребенка как научное понятие. А поскольку огромнейшее число
Житейских понятий, имеющих решающее значение для развития ребенка, для овладения
им основами наук, ни в один предмет учебного плана ма ссовой и специальной школы
Не входит и не может входить то введение в школу для глухих такой учебной
|
|
Дисциплины, как предметно-практическое обучение, ставящее также задачи
Формирования житейских понятий, нельзя переоценить.
Учитывая возможности умственно отсталых и других категорий сальных детей
(глухих, слепых, трудновоспитуемых), Выготский говорил о необходимости всемерно
Использовать предметно-практическую деятельность на основе, которой можно и
Нужно развивать практи ческий интеллект, а затем и более сложные формы
Логического мышления. Основным принципом обучения и единственно твердой почвой
Для формирования речи и мышления, наполненных реальным содержанием, Выготский
Считал действенность, опору на практическую и трудовую деятельность,
воспитывающую умение ставить цели, планировать и мыслить. Эта идея,
Реализованная впоследствии в обучении глухих детей (С. А Зыков), оказалась
Высокопродуктивной и для развития речи у этих детей, а предметно-практическое
Обучен ие в 1972 г., после многолетнего и глубокого экспериментального
исследования, было введено в учебный план школы для глухих как самостоятельная
Дисциплина.
Глубокой и беспощадной была критика Выготским пессимистических в своей основе
Педагогических теорий, считающих тренировку (воспитание условных рефлексов)
Генеральным путем обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. Этим
Взглядам противопостав лялась убежденность в том, что при овладении начатками
Мышления в процессе элементарных форм труда аномальный ребенок сможет получить
От воспитания нечто более ценное, чем просто фонд автоматизированных навыков.