Компенсации Выготский считал повышение культурного развития-развития высших
Психических функций, сферы общения, усиление социально-трудовых коллективных
Отношений.
Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним
Первичного отклонения, тем легче, по данным Выготского, это нарушение поддается
коррекций ("лечебно-педагогическому воздействию").
Постановка проблемы первичных и вторичных отклонений, их различение в
Развитии аномального (трудного) ребенка привели Выготского к пересмотру
Важнейших вопросов диагностики аномального развития; он отстаивал качественный,
А не чисто количественный под ход к изучению ребенка с дефектом, требовал
Объяснения особенностей такого ребенка, причинного, каузального, динамического,
Позитивного, а не симптоматического рассмотрения его развития. В связи с этим он
Подвергал острой критике современное ему состо яние педагогики трудного детства,
|
|
Сравнивая его с состоянием психиатрии до Крепелина, когда психозы
Классифицировались по их внешним проявлениям, так же как внутренние болезни по
Наличию кашля или головной боли.
В работах Выготского, посвященных аномальным детям, большое внимание
Уделялось соотношению интеллекта и аффекта при различных нарушениях развития,
Например изменяющимся соотношениям интеллектуальных и аффективных расстройств в
Развитии умственно отста лого ребенка. Так, краеугольным камнем, на котором
Должно быть построено учение о слабоумия, является, как считал Выготский,
Единство интеллекта и аффекта, рассматриваемое с учетом особенностей развития в
Целом. Если первоначально аффективные процессы влияют на познавательные, то в
Ходе развития высшие психические функции начинают оказывать обратное,
Организующее влияние на аффективные процессы, лежащие в их основе.
Дискутируя с К. Левином, Выготский отмечал, что понять своеобразие
Слабоумного ребенка значит не просто передвинуть центр тяжести с
Интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере; это означает в первую
Очередь необходимость подняться вообще над изолированным, метафизическим
Рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющей сущности, признать их
Внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и