Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения, прибыль - это разность между денежными поступлениями и выплатами.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль–конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.
Разница между ценой продукции ее себестоимостью, а в целом по предприятию – между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.
В экономической системе прибыль выполняет следующие функции:
1) является показателем эффективности деятельности предприятия;
2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) является источником формирования бюджетов различного уровня.
В российской практике употребляются следующие понятия прибыли.
1. Валовая- – разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью. Валовая прибыль - сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость
2) Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) - конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
Она используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности, а также для целей налогообложения прибыли.
3) Чистой прибылью называют прибыль, остающуюся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды
Источники получения:
1) в следствии монопольного положения предприятия на рынке, связанного с выпуском уникальной продукции.
2) Производственная и предпринимательская деятельность предприятия. Эффективность использования зависит от знания коньюктуры рынка и умение адаптировать производство под постоянно меняющуюся коньюктуру.
3) Получение прибыли от инновационной деятельности