Осуществление земельной реформы в РФ началось
в 1990 г.
Земельная реформа - это коренное изменение того
земельного строя, который существовал до 1990 г.
з бывшем Союзе ССР и России и основывался на исклю-
чительной собственности государства на землю, воз-
никшей в результате национализации земли в 1917 г.
Цель и суть земельной реформы заключались в сле-
дующих основных направлениях:
1) переход от национализации земли к ее денациона-
лизации (разгосударствлению);
2) приватизация земель;
3) децентрализация права собственности на землю;
4} обеспечение рационального использования земли.
Достичь поставленных целей предполагалось пу-
тем перераспределения земельных участков, введе-
ния множества форм их использования и форм хозяй-
ствования.
Основным нормативным актом, регулирующим про-
ведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О зе-
мельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г.
В ст. 16 вышеназванного Закона определялись этапы
проведения земельной реформы.
На I этапе осуществлялась инвентаризация земель-
ных участков, при проведении которой уточнялись
границы используемых земель и выявлялись неис-
пользуемые земли.
На II этапе предполагалось произвести переоформ-
ление прав на землю. Для выполнения этих меро-
приятий был. установлен ерск 2 года. Устанавлива-
лась гакже ответственность за нарушение сроков,
а именно: пицз, не переоформившие право на землю
в течение 2 лет, утрачивали его.
В конце 1992 г. было выявлено, что сроки, установ-
ленные для проведения земельной реформы, не реаль-
ны. Причины невозможности их соблюдения за-
ключались в отсутствии:
1) правовой базы, на основании которой должна была
проводиться приватизация земель;
2) необходимого количества денежных средств.
Впоследствии вышеуказанные сроки продлевались,
однако вновь были нарушены. Необходимо отметить,
что до настоящего времени многие физические и юри-
дические лица не переоформили права на землю.
27 октября 1993 г. принят Указ Президента РФ «О ре-
гулировании земельных отношений и развитии аграр-
ной реформы в России», который:
1) утвердил неограниченное право частной собствен-
ности на землю физических и юридических лиц;
2) признал землю имуществом, недвижимостью;
3) закрепил право собственников земельных участков
и долей свободно распоряжаться ими и совершать
сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать О
по наследству, сдавать в залог, вносить в качест- "*
ве взносов в уставной капитал акционерных об-
ществ, производственных сельхозкооперативов
и других организаций;
4) установил, что сделки с землей регулируются граж-
данским законодательством с учетом земельного
и экологического законодательства. Это принципиаль-
но важно, так как подчеркивается особенность
земли как имущества, недвижимости, которые необ-
ходимо обязательно учитывать при регулировании.
Конституция РФ, принятая на референдуме 12 де-
кабря 1993 г., в ст. 9 и 36 закрепила все формы пра-
ва собственности на землю: частную, государствен-
ную, муниципальную и, как сказано в Конституции,
«иные формы».
В ходе земельной и аграрной реформ сложились
новые формы права собственности и других прав на
землю, новые субъекты земельных и аграрных отно-
шений.