Инновационная политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность методов воздействия хозяйственного механизма на производство новейших видов продукции и технологий. Конечная цель инновационной политики предприятия - это создание и реализация инновационных проектов, причем понятие «проект» понимается очень широко: от замысла инновации до её диффузии в общественную практику. Для того чтобы эта политика была реализована, необходимы соответствующие условия. Важнейшим из таких условий является наличие достаточных инвестиций. Здесь под инвестициями понимаются не только финансовые средства, но и ценные бумаги, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или другого полезного эффекта.
В бизнес-планах инновационных проектов большое место занимает раздел о капитальных вложениях. Имеются в виду инвестиции в основные фонды, то есть затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, технологическое перевооружение предприятий, приобретение оборудования, в том числе технологического, а также приборов и компьютерной техники. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений, проводится в соответствии с законом РФ от 25.02.99 г.
|
|
При разработке инновационных проектов необходимо предусмотреть:
• соответствие предполагаемых мероприятий законодательным актам государства;
• достижение экономической, научно-технической, экологической и социальной эффективности инвестиций в инновации; получение хозяйствующим субъектом прибыли по инновационному объекту;
• эффективное распределение средств на осуществление бесприбыльных инновационных проектов, если таковые планируются;
• использование хозяйствующими субъектами государственной поддержки с целью повышения эффективности инвестиций;
• привлечение субсидий, фантов, льготных кредитов международных организаций, фондов и банков.
При создании инновационных проектов учитываются:
• состояние рынка (в том числе и финансового);
• место данной организации на рынке;
• объем реализации товаров, их цена и действия конкурентов;
• экономическое и финансовое положения субъектов;
• льготы, которые получены или могут быть получены от государства;
• условия страхования от некоммерческих рисков и получение гарантий.
При завязке инновационного проекта сначала производится выбор основного технического направления проекта, далее осуществляется стратегическое и оперативное планирование. С точки зрения управления проектом, выбор - это ограничение разнообразия. Стратегическое планирование - это формирование плана путем достижения ограниченного числа избранных целей с применением процедур систематического сравнения и оценки, причем сравнение необходимо выполнить в количественной форме. Цель стратегического планирования - разработка, утверждение и реализация стратегии осуществления инноваций.
|
|
Существуют также специальные стратегии, которые предприятия могут применять при осуществлении своей инновационной политики:
• ресурсные,
• функциональные,
• продуктные,
• организационно-управленческие,
• базовые.
Базовыми называются универсальные стратегии, получившие широкую известность благодаря своей эффективности. К базовым стратегиям относятся:
• стратегия интенсивного развития,
• стратегия интеграционного развития,
• стратегия диверсификации,
• стратегия сокращения.
В качестве инновационных стратегий могут рассматриваться:
• получение результатов инновационной деятельности в виде новых технологий, продуктов и услуг;
• применение новых методов в производстве, НИОКР, маркетинге и управлении;
• переход на новые организационные структуры;
• применение новых видов и новых подходов к использованию старых ресурсов.
К продуктным стратегиям относятся:
• предпринимательские стратегии,
• портфельные стратегии.
• стратегии, направленные на создание и реализацию новы продуктов или изделий.
К функциональным стратегиям относятся:
• производственные стратегии,
• научно-технические стратегии,
• маркетинговые стратегии,
• сервисные стратегии.
К ресурсным стратегиям относятся:
• финансовые стратегии,
• трудовые стратегии,
• информационные стратегии.
К организационно-управленческим относятся:
• материально-технические стратегии,
• технологические стратегии,
• структурные стратегии,
• методические стратегий,
• стратегии осуществления каких-то новейших систем управления.
Базовые стратегии принимаются в качестве эталона при формировании собственных стратегий предприятий, а также как объект сравнения для оценки эффективности собственных стратегий.
Особенности реализации инновационных стратегий:
• Повышенный уровень неопределенности будущих результатов.
• Существенный рост инвестиционных рисков.
• Возрастание потока различных изменений в организации, усиление противоречий в доминирующей коалиции («верхушке» руководства организации).
Стратегия интенсивного развития реализуется следующим образом: организация постоянно наращивает свой потенциал путем улучшения использования как своих внутренних возможностей, так и всех позитивных возможностей, предоставляемых внешней средой. Из этой стратегии выделяют инновационную составляющую - мероприятия, направленные на осуществление более глубокого проникновения на освоенный рынок с уже известным продуктом.