Механизм государственного регулирования рыночной экономики и отраслей

В этой теме, как видно из приведенных вопросов, рассматривается состав и структура экономики страны, деление ее на отдельные отрасли, комплексы, сферы и секторы, акцентируется внимание на роль государства в развитии как в целом экономики страны, так и ее отдельных отраслей.

Экономика – это все виды деятельности человеческого капитала, которые позволяют ему обеспечивать себе материальные условия для существования. Экономика нашей страны – это сложный динамичный организм, охватывающий процесс совместного труда и использование создаваемых благ.

В настоящее время этот организм включает сотни тысяч объединений, предприятий, организаций и учреждений производственной и непроизводственной сфер. При их группировке в экономике страны (региона, города, административного района) выделяются группы отраслей материального (производственной сферы) и нематериального (непроизводственной сферы, социально-культурной сферы) производств.

В производственной сфере создается материально-вещественный продукт, во второй – интеллектуальный, информационный, духовный продукт.

Материальное производство включает в себя следующие отрасли: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение.

Нематериальное производство объединяет в основном субъекты по обслуживанию населения: бытовое обслуживание, жилищно-коммуналь-ное хозяйство, образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, управление, науку и др.

Каждая из названных отраслей экономики страны, в свою очередь, может состоять из более мелких отраслей, образованных по указанным ранее принципам. Например, промышленность – отрасль народного хозяйства, включает в себя шестнадцать крупных отраслей, организованных в основном по принципу экономического назначения производимой продукции: электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, промышленность строительных материалов и др. Каждая группа отрасли промышленности включает ряд более мелких отраслей. Всего их более 400. Так, легкая промышленность состоит из 48 отраслей (швейная, обувная, трикотажная, текстильная и др.), машиностроение и металлообработка – 136 отраслей (автомобилестроение, станкостроение, производство холодильников, ЭВМ, электронная и др.).

Аналогично можно говорить и о нематериальных отраслях. Так, образование состоит из отраслей высшего профессионального образования, среднего профессионального, начального профессионального, общего образования; жилищно-коммунальное хозяйство – ремонт жилья, обеспечение населения газом, водой, электро- и теплоэнергией и др.

В состав многих отраслей включаются отдельные виды производств, которые еще не достигли уровня, позволяющего выделить их в самостоятельные отрасли.

Важным показателем каждой отрасли является ее структура. Под структурой отрасли понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей, производств и предприятий. Структура отраслей, их состав и количество являются динамичными, постоянно подвергаются изменениям под воздействием научно-технического прогресса, темпов развития, уровня благосостояния населения, международного разделения труда, наличия сырьевых ресурсов и т.п.

Региональная структура проявляется в разделении экономики страны на части по территориальному признаку и включает в себя экономические субъекты, расположенные на данной территории: можно говорить об экономике края, области, республики, города, района. В каждой из этих территорий может иметь место вся перечисленная выше отраслевая дифференциация ее экономики. В то же время отдельные отрасли могут и отсутствовать. Например, в Ростовской области определенный удельный вес занимает машиностроение, а в Краснодарском крае она отсутствует, зато последний характеризуется более развитым агропромышленным комплексом. Еще большие различия по составу и отраслевой структуре имеют города, районы.

Нельзя считать, что экономика отдельной территории целиком замкнута, изолирована, наоборот, она тесно связана с экономикой других регионов и экономикой страны. Курс на отделение и политика «закрытых границ», создание таможенных барьеров противоречит тенденции интеграции экономической системы.

Далее необходимо уяснить, почему промышленность является ведущей комплексной отраслью экономики. Промышленность, будучи суперотраслью, делится на шестнадцать крупных комплексных отраслей: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

В развитых индустриальных странах на долю промышленности приходится до 50 % производимой продукции. Это объясняется следующими причинами:

1) развитие промышленности, особенно таких ее отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность, является основой ускорения научно-технического прогресса всей экономики страны;

2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является основой и фундаментом для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов страны;

3) уровнем развития промышленности в значительной мере определяется обороноспособность государства и его экономическая безопасность;

4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность населения страны товарами народного потребления;

5) промышленность является основой для повышения эффективности производства товаров, работ и услуг.

В последнее десятилетие (1990-1999 гг.) в России наблюдался спад объема производства промышленной продукции, в особенности металлорежущих станков, химического волокна, добычи угля и нефти, легкой промышленности, производство бытовой техники, что связано с общим кризисом в экономике и вытекающими из этого причинами (разрыв кооперированных связей между производителями продукции бывших республик СССР, отсутствие необходимой рыночной инфраструктуры, слабая роль государства в регулировании отдельных экономических процессов, криминализация экономики страны и др.). Эти и другие негативные явления в последние годы начали устраняться.

Теперь перейдем к более подробной характеристике отрасли.

Отрасль представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) независимо от их организационно-право-вых форм, форм собственности, ведомственной подчиненности, разрабатывающих и производящих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги определенных видов.

Например, в составе отрасли материального производства – машиностроении – выделяются отрасли (более мелкие), производящие однородную продукцию с одинаковым функциональным назначением: станкостроение, судостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, приборостроение и ряд других отраслей.

Однако, кроме признака одинакового функционального назначения продукции (работ, услуг), отрасль может также характеризоваться однородностью потребляемых материалов и сырья, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров и своими специфическими особенностями.

Из краткого рассмотрения отраслевой дифференциации экономики страны можно было заметить, что она обусловливается развитием общественного разделения труда. Различают три формы разделения труда: общее – разделение экономики на крупные отрасли (промышленность, строительство, образование, управление, сфера быта и услуг и др.); частное – разделение крупных отраслей экономки на различные более мелкие самостоятельные отрасли (подотрасли), например, отрасль машиностроения (см. выше), единичное – разделение труда непосредственно на предприятии, т.е. конечное разделение труда.

Отраслевая структура постоянно находится в движении, ликвидируются отжившие и создаются новые производства. На нее влияют:

– научно-технический прогресс;

– экономическая политика государства;

– наличие в стране и регионе полезных ископаемых;

– уровень культуры и благосостояния народа;

– традиционно сложившаяся специализация производства;

– возможные источники и масштабы инвестирования предприятий;

– международное разделение труда;

– концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Показателями отраслевой структуры являются:

1) удельный вес крупных (средних, мелких) предприятий в общем количестве предприятий отрасли;

2) доля отдельных отраслей (подотраслей) и групп предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) и ее изменение в динамике;

3) удельный вес отраслей (подотраслей) и групп предприятий в общем объеме основных производственных фондов, численности работающих, различных организационно-правовых форм и форм собственности, по уровню рентабельности;

4) для отдельных отраслей могут быть применены и другие показатели. Например, для промышленности важными являются такие показатели, как доля прогрессивных отраслей, соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, соотношение между группами «А» и «Б», доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства.

На практике, наряду с отраслью, широко используются такие экономические понятия, как отраслевые и межотраслевые комплексы, сферы и секторы экономики.

Межотраслевой комплекс характеризует интеграционное взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства, например, топливно-энергетический.

Комплексы условно делятся на целевые, образуемые по критерию участия в создании конечного продукта: социально-культурный, агропромышленный и др. и функциональные – образуемые по критерию специализации комплекса на определенной функции (научно-технический, инвестиционный, инфраструктурный и др.).

В зависимости от степени участия в создании общественного продукта и национального дохода экономика страны подразделяется на две крупные сферы: производственная сфера (материальное производство) и непроизводственная сфера (нематериальное производство).

Элементы экономики (страны, региона и т.д.) могут быть также сгруппированы по различным секторам экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические функции, цели и поведение. К их числу относятся: сектор предприятий, сектор государственных предприятий, внешний сектор, рыночный сектор, нерыночный сектор, сектор товаров, сектор услуг, реальный сектор, теневой (нереальный) сектор.

В рыночной экономике используются такие критерии, как экономическая граница отрасли и рыночная власть фирм отрасли.

Экономическая граница отрасли определяется в общем случае эффективностью, масштабами и конкурентоспособностью отрасли. Из этой характеристики можно видеть, что экономические границы зависят от многих факторов:

– назначения и ассортимента выпускаемой продукции и услуг;

– качества и стоимости потребляемых сырья и материально-энер-гетических ресурсов;

– масштабов самого производства и затратами;

– новизны и устойчивости выпуска товаров и оказываемых услуг;

– сложности производства и связанных с ней необходимых средств и профессионального состава работников;

– внешней среды отрасли.

Каждый из указанных факторов находится под воздействием других факторов.

Любая отрасль, в том числе и сфера обслуживания, находится в окружении взаимодействующих в ней субъектов хозяйствования и органов управления, которые являются по отношению к ней внешней средой. Среди прямых элементов внешней среды, усложняющих задачу определения экономических границ отрасли, необходимо отметить конкурентные силы, действующие на потребительском рынке товаров и услуг. Таких конкурентных сил пять (рис. 1).

1 Покупатели товаров и услуг

 
 


Рис. 1. Конкурентные силы внешней среды

Кроме перечисленных факторов и пяти сил, при определении экономических границ отрасли необходимо учитывать и другие стандартные факторы (размеры рынка, конкуренция на локальном рынке, число конкурентов, доля мелких и средних предприятий, финансовые возможности покупателей, возможности интеграции предприятий отрасли, темпы технологических изменений, уровень дифференцированности товаров и услуг, уровень трансакционных затрат, объем и темпы инвестиций в отрасли).

Таким образом, как видно из сказанного, определение экономической границы отрасли представляет сложную экономическую задачу.

Вторым критерием рынка является рыночная (монопольная, экономическая) власть фирмы отрасли. Какими признаками характеризуется рыночная власть? Рыночная власть отрасли характеризуется:

– критическим объемом информации о рынке;

– объемом информации о конкурентах по ценам и объемам продаж товаров и услуг;

– способностью одного или нескольких субъектов навязывать свою волю другим субъектам, распоряжаться и управлять их действиями, используя соответствующие средства и законные методы;

– воздействием одних субъектов на другие субъекты хозяйствования с целью получения экономических выгод и в конечном итоге максимальной прибыли.

Необходимость владения рыночной властью вызвана рядом причин:

– во-первых, товары и услуги никогда не могут быть полностью взаимозаменяемыми, они всегда имеют отличительные признаки, которые проявляются только на рынке. И владение информацией о полноте свойств конкурирующих товаров на рынке дает соответствующие преимущества ее обладателю;

– во-вторых, отрасль всегда взаимодействует с другими отраслями. Так, изменение цен на товары и услуги одной отрасли непременно сказывается на спрос товаров других отраслей. Например, изменение тарифов на электрическую энергию повлечет изменение на затраты товаров и услуг других отраслей;

– в-третьих, непредсказуемость внешней среды, например, инфляция и налоги существенно могут повлиять на рыночную власть;

– в-четвертых, наличие рыночной власти у конкурентов расширяет многообразие форм взаимодействия между всеми участниками рынка в направлении поиска и использования взаимовыгодных альтернативных ресурсов.

Основными источниками рыночной власти фирмы отрасли являются:

а) инвестирование для повышения эффективности производства;

б) интегрирование фирм для решения общих социально-экономи-ческих проблем;

в) диверсификация производства и дифференциация продукта;

г) использование так называемого лоббизма (поддержки) в качестве средства усиления влияния в отношениях между государственными органами и бизнесом через группы депутатов, торгово-промышленные палаты, фонды поддержки бизнеса и др.

Каким же образом можно измерить рыночную власть фирмы? Рыночная власть может быть измерена от власти на рынке совершенной конкуренции, когда она равна нулю, до власти на рынке монополии, когда она равна единице.

В странах рыночной экономики уровень рыночной (монопольной) власти часто определяется такими показателями [2, 16, 10]:

– коэффициент Лернера;

– коэффициент Бейна;

– коэффициент Тобина;

– коэффициент Папандреу.

Рассмотрим содержание названных показателей (коэффициентов).

Коэффициент Лернера определяется как отношение разницы цены и предельных издержек единицы товара (услуги) к цене товара (услуги), т.е. как:

, (1)

где Р – цена единицы товара (услуги); Ипр – предельные затраты на единицу товара (услуги); k л – коэффициент Лернера.

, (2)

где Иn – средние переменные издержки; R н – норма рентабельности; ан – норма амортизации; К а – капитальные активы фирмы; V – объем продаж товаров (услуг).

Интервал значений k л от нуля до единицы. Чем выше значение k л, тем выше рыночная власть фирмы.

Коэффициент Бейна, или норма экономической прибыли, показывает экономическую прибыль, получаемую фирмой на единицу инвестированного капитала и определяется по формуле:

, (3)

где Пб – бухгалтерская прибыль; Пн – нормативная прибыль; К – инвестированный капитал фирмы.

Если k б выше конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более предпочтительным, а фирма обладает большей рыночной властью.

Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы с восстановительной стоимостью активов и определяется как:

, (4)

где – рыночная стоимость активов фирмы (рыночная стоимость акций); – восстановительная стоимость активов фирмы.

Фирма, имеющая наиболее высокий , обладает большей рыночной властью.

Коэффициент Папандреу показывает в процентом отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цены конкурента на аналогичный товар на 1 %. Очевидно, что чем выше этот коэффициент, тем ниже монопольная власть фирмы.

Как можно заметить из содержания указанных коэффициентов, все они основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Теперь рассмотрим механизм государственного регулирования экономики страны и отрасле й. Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1 Необходимость государственного регулирования рыночной экономики и отраслей. Она вызвана тем, что рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все социально-экономические проблемы в интересах всего общества и каждого гражданина в отдельности:

– не обеспечивает социально справедливое распределение дохода;

– не гарантирует право на труд;

– не обеспечивает охрану окружающей среды;

– не поддерживает незащищенные слои населения;

– частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие производства и проекты, которые не приносят достаточной прибыли, но для общества они жизненно необходимы.

Таким образом, экономика страны не может развиваться нормально, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

2 Условия государственного вмешательства. Они очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику. Ими могут быть:

– ухудшение национальной и экономической безопасности страны;

– социальная напряженность в обществе;

– спад производства и инфляция;

– высокий уровень безработицы;

– дефицит бюджета;

– неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке;

– инвестиционный спад и др.

3 Методы государственного воздействия на экономику. Государство для выполнения своих функций использует экономические (косвенные) и административные (прямые) экономические методы (воздействие на систему налогообложения, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы и др.). Административные методы используются государством, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. Как показали результаты отечественной и мировой практики, они используются для:

– регулирования деятельности естественных монополий;

– улучшения окружающей среды и использования природных ресурсов;

– повышения эффективности сертификации, стандартизации и метро-логии;

– улучшения внешнеэкономической деятельности. Государственное воздействие на социально-экономическую деятельность проявляется через государственную экономическую политику, государственные программы, национальные проекты, постановления и решения государственных органов.

4 Управление государственным регулированием экономикой осуществляют органы власти, которые делятся на законодательные, исполнительные и судебные. Изучите управление и функции этих органов на примере Вашего предприятия, района или города.

Литература: [1, 2, 3, 12, 13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: