Роль собственных средств инвесторов, их состав и структура

Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль, как источник финансирования инвестиций. Ключевую роль в структуре собственных источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Основной целью предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия. Она выступает как основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты, налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, часть которой может направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии.

Балансовая прибыль (П б) на предприятии складывается из следующих составных частей:

П б = П р + П и + (Д в. о. – Р в. о.),

где П р – прибыль, полученная от реализации продукции (работ, услуг); П и – прибыль от продажи имущества предприятия; Д в. о. – доходы, полученные от внереализационных операций; Р в. о. – расходы, связанные с внереализационными операциями.

Валовая прибыль является налогооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль. Предприятие интересует та прибыль, которая остается в его распоряжении, то есть чистая прибыль (П ч), равная:

П ч = П б – Н п,

где П б – балансовая прибыль; Н п – налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые из прибыли.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Ее можно направить на: производственное развитие; строительство жилья, дома отдыха, детского садика и других объектов непроизводственного назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные цели и др. Для рационального использования прибыли необходимо хорошо знать техническое состояние предприятия на данный момент и на перспективу, а также социальное положение коллектива предприятия. Если на предприятии работники в социальном плане, в том числе и по уровню заработной платы, в большей мере обеспечены по сравнению с другими предприятиями, то в этом случае прибыль необходимо направлять, в первую очередь, на производственное развитие.

Однозначно можно ответить, что прибыль надо направлять на развитие предприятия в том случае, если уровень технического развития предприятия низкий, что является тормозом для выпуска конкурентоспособной продукции и возможной причиной банкротства предприятия. Таким образом, распределение прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и социальном плане.

На предприятии должны придерживаться такого важного правила: прибыль должна способствовать реализации перспективного плана развития предприятия. Развитие производства, в конечном счете, приводит к увеличению массы прибыли, а, следовательно, в дальнейшем способствует и решению социальных задач коллектива предприятия.

Использование прибыли как источника финансирования реальных инвестиций, направленных на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятия, имеет положительный аспект для предприятия и в том плане, что эта прибыль не облагается налогом на прибыль по существующему налоговому законодательству.

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Следующим по значению собственным источником финансирования инвестиций являются амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления являются самым мощным источником инвестирования. Эти отчисления образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость выпускаемой продукции в течение их нормативного срока службы, поскольку основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого воспроизводственного цикла. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97 амортизация начисляется не на все основные фонды.

Амортизация не начисляется по объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации; жилищному фонду; объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным; объектам лесного и дорожного хозяйств; специализированным сооружениям и подобным объектам; продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также по приобретенным изданиям (книгам, брошюрам и др.).

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Амортизационные отчисления, являясь важнейшим источником финансирования инвестиций, призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций также повысилась. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий.

Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия.

В последние десятилетия определяющим направлением развития производства становится НТП, под влиянием которого складываются новые макроэкономические пропорции. Они заключаются в изменении соотношения между возмещением и накоплением, накоплением и инвестициями. Это приводит к отрыву величины износа и кругооборота основного капитала (его активной части). Необходимость обновления основных фондов, вызванная конкуренцией, заставляет производить ускоренное списание оборудования с целью образования амортизационных отчислений для последующего вложения их в инвестиции. Таким образом, осуществляется интенсивное воспроизводство.

Вследствие того, что амортизационные отчисления приобретают собственную форму существования и движения и перестают быть выражение физического износа основного капитала, происходит размывание границ между амортизационным фондом и чистым доходом, фондом возмещения и накопления. Другими словами, расширяется и становится более устойчивой финансовая база инвестирования. Таким образом, амортизационные отчисления становятся важным инструментом регулирования инвестиционной деятельности предприятия.

Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит от следующих факторов:

- среднегодовой стоимости основных производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятия;

- переоценки основных средств;

- способа начисления амортизационных отчислений;

- ускорения НТП.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов зависит от размера и специфики предприятия, видовой структуры и других причин. Любая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При переоценке основных производственных фондов необходимо учитывать их не только физический, но и моральный износ. Необъективная переоценка может привести к завышению стоимости основных фондов; основные производственные фонды не будут отвечать их рыночной стоимости; среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличится, а, следовательно, и величина амортизационных отчислений, что повлечет за собой увеличение себестоимости продукции и снижение ее конкурентоспособности. Кроме того, увеличится налог на имущество предприятия. Из всего этого следует, что переоценка основных производственных фондов должна осуществляться на основе глубокого экономического обоснования.

Величина амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций зависит от способа их начисления. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97 амортизация объектов основных средств может производиться одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений: линейным; способом уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования актива, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования. При этом начисление амортизационных отчислений в течение этого периода не приостанавливается, кроме случаев нахождения объектов на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода на консервацию на срок более трех месяцев.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений является важным элементом в учетной и амортизационной политике предприятия. Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, то есть у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Это первый положительный момент ускоренной амортизации. Второй выигрыш у предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации актива увеличивается на величину дополнительной амортизации (Δ А), а прибыль снизится на эту же величину, а, следовательно, предприятие меньше заплатит налога на прибыль на величину (0,3 * Δ А).

Ускоренную амортизацию целесообразно проводить в том случае, если предприятие прочно стоит на ногах, а издержки на выпуск продукции значительно ниже, чем у конкурентов. Если же предприятие находится в тяжелом финансовом положении вследствие не конкурентоспособности продукции или по другим причинам, то в этом случае лучше отказаться от применения ускоренной амортизации.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) на предприятии любой способ начисления амортизационных отчислений, которые определены учетной политикой, имеет право на применение;

2) способы, позволяющие в первые годы эксплуатации активной части основных средств осуществлять ускоренную амортизацию, целесообразно использовать на предприятиях с устойчивым финансовым положением;

3) на тех предприятиях, где имеется строгая зависимость физического износа основных средств от степени их эксплуатации, целесообразно использовать способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции;

4) если финансовое положение предприятия крайне тяжелое, а продукция является неконкурентоспособной, особенно по продажной цене, то целесообразно использовать тот способ, который позволяет минимизировать амортизационные отчисления.

Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит и от темпов ускорения НТП. Внедрение всего нового и передового на предприятии связано с приобретением современного оборудования и технологии, которые и стоят гораздо выше, чем обычные. Ускорение НТП на предприятии вряд ли возможно без осуществления ускоренной амортизации с целью недопущения чрезмерного физического и морального износа. Все это в конечном итоге приводит к увеличению амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться исходя из их экономической сущности на простое и расширенное воспроизводство, то есть на финансирование реальных инвестиций. А если говорить более конкретно, то они должны использоваться на следующие цели:

- на приобретение нового оборудования вместо выбывшего;

- на механизацию и автоматизацию производственных процессов;

- на проведение НИР и ОКР;

- на модернизацию и обновление выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;

- на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;

- на новое строительство.

Эффективность использования амортизационных отчислений в качестве источника финансирования простого воспроизводства основных фондов можно проверить путем определения величины чистых инвестиций как разницы между объемом валовых инвестиций предприятия и суммой амортизационных отчислений за определенный период. Величина чистых инвестиций в последние годы по важнейшим отраслям промышленности отрицательна, что свидетельствует о нерациональном использовании амортизационных отчислений.

К сожалению, на многих предприятиях амортизационные отчисления используются совершенно на другие цели, в частности на пополнение оборотных средств, не свойственные их экономическому назначению. Для более эффективного использования амортизационных отчислений в качестве инвестиционных ресурсов на предприятиях необходимо проводить амортизационную политику. Она включает в себя политику воспроизводства основных фондов, политику в области экономического обоснования применения тех или иных методов исчисления амортизационных отчислений, выбор приоритетных направлений использования амортизационных отчислений на предприятии и другие элементы.

3. Кредитование капитальных вложений.

Основная роль финансовых рынков – трансформировать сбережения в производственные инвестиции. Без финансовых рынков предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их развития.

Одним из важнейших ресурсов, мобилизуемых на финансовом рынке, является банковский кредит. Кредиты по срокам кредитования классифицируются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Долгосрочный кредит в основные фонды предприятия обычно называют инвестиционным. Необходимость долгосрочного кредита объективно вытекает из несоответствия имеющихся у предприятия средств и потребностей в них для расширенного воспроизводства. Преимущество кредитного метода финансирования капитальных вложений связано с возвратностью средств. Это предполагает взаимосвязь между фактической окупаемостью капитальных затрат и возвратом долгосрочного кредита в срок.

Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с бюджетным финансированием, долгосрочный кредит не получил широкого распространения в народном хозяйстве России. Это связано со многими причинами: общей экономической нестабильностью, инфляцией и высокими процентными ставками, повышающими уровень доходности многих предприятий.

Долгосрочный кредит не получил должного распространения также из-за большого банковского риска, неразвитости надлежащего страхования, а также из-за финансовой несостоятельности многих предприятий.

Объектом банковского кредитования капиталовложений предприятий всех форм собственности являются затраты по:

- строительству, расширению и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения;

- образованию новых предприятий с участием иностранных инвесторов;

- приобретению движимого и недвижимого имущества (построек, оборудования и т.д.);

- созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности.

Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками.

В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:

- сумма выдаваемого кредита;

- сроки и порядок его использования;

- процентные ставки и другие платежи по кредиту;

- обязанности и экономическая ответственность сторон;

- формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручительство и др.);

- перечень документов, представляемых банку для оформления кредита.

При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание:

- окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;

- платежеспособность предприятия;

- уровень кредитного риска;

- возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

Для получения долгосрочной ссуды заемщик представляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и убытках;

- технико-экономическое обоснование и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуемым мероприятиям и проектам (чаще всего заемщик предоставляет бизнес-план).

Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:

1) по вновь начинаемым стройкам и объектам – после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные в кредитном договоре;

2) по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях, - ежемесячно с даты получения этих средств.

Есть все основания предполагать, что по мере выздоровления экономики России, снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка России (до 20 – 25 % и ниже в год) доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении капитальных вложений значительно увеличится.

Ипотечное кредитование. В современных условиях ипотечное кредитование имеет особо важное значение, и, в первую очередь, для выздоровления экономики России, но оно, к сожалению, находится только на пути становления, в то время как в развитых странах мира для ипотечного кредитования характерен высокий уровень развития и оно является важнейшим элементом рыночной экономики, в частности в области инвестиционной деятельности.

Существуют два понятия: залог и ипотека. Залог – способ обеспечения обязательства. Возникает из договора или закона. Кредитор – залогодатель имеет право при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, получить компенсацию из стоимости заложенного имущества путем его продажи.

Ипотека – разновидность залога именно недвижимого имущества (главным образом земли и строений) с целью получения ссуды. Ипотека предоставляет право преимущественного удовлетворения его требований к должнику-залогодателю в пределах суммы зарегистрированного залога.

Для ипотеки характерно: залог имущества; возможность получения под залог одного и того же имущества добавочных ипотечных ссуд под вторую, третью и т.д. закладные; обязательная регистрация залога в земельных книгах, которые ведутся в государственных или коммунальных учреждениях. В случаях неплатежеспособности должника удовлетворение требований кредитора производится из выручки от реализованного имущества в порядке очередности регистрации залога.

Предметом залога могут быть не только вещи, но и имущественные права и требования, исключая имущество, изъятое из оборота, и требования, неразрывно связанные с личностью залогодателя (например, алименты), а также имущество граждан, на которое по закону не может быть обращено взыскание.

Ипотечное кредитование имеет следующие особенности:

ипотечный кредит – ссуда под строго определенный залог;

большинство ипотечных ссуд имеет строго целевое назначение; они используются для финансирования приобретения, постройки и перепланировки, как жилья, так и производственных помещений, а также освоения земельных участков;

ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок, обычно на 10 – 30 лет. Оформляемая при получении ипотечной ссуды закладная является специальным кредитным соглашением, отличающимся от других его разновидностей. Закладные обращаются на вторичном рынке, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить постоянный приток ресурсов для кредитования и прилив средств из регионов, испытывающих избыток кредитных ресурсов.

Ипотека влияет на преодоление экономического кризиса двумя путями:

развитие ипотечного бизнеса позитивно сказывается на развитии реального сектора экономики, ведет к приостановке спада производства в строительном комплексе, сельском хозяйстве и других отраслях. Это связано с развитием рынка жилья (вообще недвижимости) и фермерского хозяйства;

развитие ипотечного кредитования оказывает положительное влияние на преодоление социальной напряженности в обществе, которая, как правило, сопровождает экономический кризис.

Ипотечное кредитование считается относительно низко рискованной банковской операцией. Большая часть рисков при ипотечном кредитовании перекладывается на плечи заемщика и инвестора.

Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на формирование в российских регионах благоприятного социального климата является обеспеченность населения благоустроенным жильем. В сложившихся условиях подавляющая часть населения России считается возможным инвестировать только в жилую недвижимость.

Организация в регионе массового жилищного строительства на рыночных основах может стать тем «локомотивом» или катализатором, который крайне необходим сейчас в России для вывода региональных экономик из затяжного кризиса.

В ходе реформ в России произошли коренные изменения в системе финансирования обеспечения граждан жильем. Резко сократились возможности бюджетного финансирования строительства массового жилья. Практически прекращена выдача льготных кредитов, представляемых на индивидуальное строительство под символические процентные ставки (2 % годовых) на 15–20 лет.

На смену централизованным механизмам обеспечения граждан жильем пришло преимущественно индивидуальное решение жилищных проблем путем внебюджетного финансирования его покупки или строительства. Среди внебюджетных источников финансирования основное место заняли собственные средства населения. Однако сложившийся уровень доходов значительной части российских домохозяйств не позволяет реализовать потребности семей в достойном жилье. В связи с этим особую актуальность приобретает вовлечение в процесс обеспечения россиян жильем различных финансовых источников, и прежде всего сбережений домохозяйств и ресурсов банков в виде долгосрочных ипотечных жилищных кредитов. Банки стали уделять серьезное внимание развитию разнообразных форм работы с гражданами, желающими приобрести жилье.

Отсутствие в России до июля 1998 г. соответствующей законодательной базы ипотечного кредитования обусловило развитие в отечественной банковской практике различных суррогатных схем ипотеки, далеких от классического подхода.

Возможность развития в России практики ипотечного кредитования усилилась после принятия Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Однако на уровне регионов и городов необходимо осуществить ряд дополнительных мер как нормативно-правового, так и экономического характера, нацеленных на создание благоприятных для развития ипотеки условий.

Классическая ипотека обладает следующими существенными признаками: кредит предоставляется на цели приобретения жилья и под его обеспечение; жилье сразу, по получении кредита, оформляется в собственность заемщика; длительные – до 15 и более лет – сроки кредитования; для получения кредита заемщик должен иметь собственные средства в размере не менее «) % стоимости приобретаемого жилья для внесения первоначального взноса; условием получения кредита является определенный уровень платежеспособности заемщика, так как ежемесячные платежи по кредиту должны составлять не более 30 % месячного совокупного дохода домохозяйства.

Созданная в США двухуровневая модель ипотеки, в рамках которой сначала банк выдает кредит (первый уровень), а потом продает его национальному или местному ипотечному агентству, которое привлекает под этот кредит деньги (второй уровень), подходит для России, поскольку при такой системе кредитование осуществляется под гарантии правительства и государство берет на себя большую часть рисков. Такая схема ипотечного кредитования применяется в Москве.

В континентальной (чаще ее называют немецкой) модели ипотеки действует сберегательная система. Заемщик сначала открывает накопительный счет в банке и в течение определенного времени регулярно вносит оговоренную сумму, доказывая свою кредитоспособность. После этого в соответствии с определенными критериями банк выдает такому заемщику ипотечный кредит, частично из его же накопленных средств и полученного с них дохода.

Континентальная система ипотеки в нынешних условиях в России неприемлема: люди никому не верят, все риски несут банки, а это выливается в значительные процентные ставки, кроме того, ни один коммерческий банк в России не может доказать, что он «стабилен и ликвиден» даже в среднесрочной перспективе.

Необходимо правильно увязать интересы всех участников схемы ипотечного кредитования и, самое главное, найти деньги. Очевидно, что региональному ипотечному агентству на первом этапе требуется некий стартовый капитал, чтобы выкупить у банков долговые обязательства заемщиков. Однако найти определенный стартовый капитал на внутренних финансовых рынках России невозможно по причине его дороговизны. Чтобы ипотечный механизм был запущен, необходимо наличие у агентства «разных денег»: первых, «длинных», на выдачу непосредственно ипотечных кредитов под низкие проценты, и вторых, «коротких» кредитов также под невысокие проценты, на строительство жилья под ипотеку.

На сегодняшний день Банком России также разработаны две схемы ипотечного кредитования. Первая – через выпуск банками ипотечных облигаций. Вторая – через продажу ипотечных кредитов общим фондам банковского управления (ОФБУ).

Выпуск ипотечных облигаций предполагает жесткое закрепление за ними обеспечения недвижимостью. Причем в случае вторичной продажи облигаций права на залог будут переходить к новому владельцу автоматически.

Однако, чтобы предложенный механизм заработал, необходимо внести поправки в существующие законы, и Центральный Банк их уже разработал.

Вторая схема, предложенная Центральным Банком, основывается на средствах, привлеченных с помощью ОФБУ. Предполагается, что в их создании и финансировании будут участвовать местные администрации, Пенсионные фонды, федеральное правительство и другие консервативные инвесторы. В данном случае бюджетные средства также будут играть важную роль.

По этой схеме банк выдает кредит под залог недвижимости и оформляет закладную. Затем эту закладную у банка выкупает банк – доверительный управляющий ОФБУ на средства фонда. Управлять портфелем закладных, по мнению Центрального Банка, может как банк – доверительный управляющий ОФБУ, так и банки, выдающие кредиты. Для этого достаточно внести некоторые изменения в инструкцию Центрального Банка, определяющую порядок осуществления операций доверительного управления.

В целом развитие и успех региональных программ зависит от привлечения в эту сферу всех возможных источников ипотечного кредитования жилья – бюджетных средств, кредитных ресурсов ипотечных и универсальных банков, средств индивидуальных, корпоративных и институциональных инвесторов.

Источники ресурсов, их виды, а также возможные способы привлечения показаны в таблице.

Сочетание различных источников и способов финансирования позволит не только наполнить портфель программы денежными ресурсами, но и сделать его сбалансированным, а потому менее рисковым, что обеспечит необходимые гарантии инвесторам.

Особое внимание в ипотечных программах должно быть проявлено к так называемым социальным инвесторам, которые имеют в своем распоряжении временно свободные денежные средства, непосредственно полученные от физических лиц, поскольку такого рода финансы изначально ориентированы на то, чтобы их вложение происходило с наименьшим риском и преимущественно в социальную сферу посредством ипотечного жилищного кредитования. В этот список могут быть включены фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании в части резервов обязательного медицинского страхования, государственного личного страхования, а также добровольного личного страхования и страхования имущества физических лиц, негосударственные пенсионные фонды, ПИФы, ЖСК, ТСЖ, дачные кооперативы и некоторые другие организации.

Способы привлечения инвестиционных ресурсов для ипотечного кредитования жилья

Источники ресурсов Виды ресурсов Способы привлечения
Население (домохозяйства) Денежные средства Накопительные счета: «для покупки жилья».
Имеющееся жилье Жилищные облигации и сертификаты.
Предприятия (организации) Незавершенное строительство Использование имеющегося «недостроя» для удешевления строительства жилья.
Финансовые Ресурсы Вторичный рынок ипотечных кредитов. Размещение средств на депозитах или счетах с неснижаемым остатком, в КБ, участвующих в программах жилищного строительства.
Региональные и местные власти Незавершенное строительство Использование имеющегося «недостроя» для удешевления строительства жилья.
Финансовые ресурсы, средства местных бюджетов (бюджеты развития) Вторичный рынок ипотечных кредитов. Размещение средств на депозитах или счетах с неснижаемым остатком.
Субсидии Направление средств для поддержки программ жилищного строительства.
Финансовые инвесторы Финансовые ресурсы Вторичный рынок ипотечных кредитов. Размещение средств на депозитах или счетах с неснижаемым остатком.

Приток финансовых ресурсов в сферу ипотечного кредитования должен строиться не спонтанно, а на строго планомерной основе, исходя из долгосрочной перспективы, чтобы иметь ясное представление о факторах, которые будут усиливать или снижать инвестиционные потоки, обращенные к ипотечному рынку.

Инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой отсрочку уплаты налога. Этот кредит предоставляется на условиях возвратности и платности. Срок его предоставления – от одного года до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются по ставке не менее 50 и не более 75 % ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимается федеральными органами исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, - финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 67 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации-налогоплательщику на:

а) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого для указанных целей;

б) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;

в) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит выделяется на основе заявления организации и документации, подтверждающей необходимость предоставления кредита. При этом заключается договор. Форма договора устанавливается органами исполнительной власти, принимающими решение о выделении кредита.

Организация-налогоплательщик может заключить несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите по различным основаниям.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшаем налоговые платежи в течение срока действия договора о кредите по каждому платежу за каждый отчетный период до достижения размера кредита, определенного в договоре. При этом в каждом отчетном периоде суммы уменьшения платежей должны быть не выше 50 % платежей по налогу, исчисленных без учета действия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

В случае уплаты организацией-налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов до исчисления установленного срока действие инвестиционного налогового кредита может быть прекращено досрочно.

При нарушении организацией-налогоплательщиком условий договора об инвестиционном налоговом кредите она несет соответствующую ответственность, определенную ст. 68 Налогового кодекса РФ.

4. Бюджетное финансирование инвестиций.

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируется федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном – региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Финансирование строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, может быть возвратным и безвозвратным. Безвозвратное финансирование, как правило, осуществляется с целью развития принципиально новых направлений производственной деятельности, например, таких, которые способны дать импульс развитию сопряженных отраслей. Кроме того, средства федерального бюджета на безвозвратной основе направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других подобных объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Для получения выделенных финансовых ресурсов на безвозвратной основе заказчики (застройщики) представляют банкам, осуществляющим финансирование, следующие документы:

- титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой по годам;

- государственные контракты (договоры подряда) на весь строительный период строительства с указанием формы расчетов за выполненные работы;

- сводные сметные расчеты стоимости строительства;

- заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации;

- уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Перед открытием финансирования банки проверяют соответствие представленных заемщиком (застройщиком) документов по утвержденному перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд и при их соответствии открывают финансирование строительства. Намечаемые к строительству объекты финансируются только при наличии положительных заключений государственной вневедомственной и экологической экспертизы по проектной документации.

В том случае, когда средства федерального бюджета представляются на возвратной основе, банком проводится анализ кредитоспособности заемщика, то есть его способности возвратить ссуду.

Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование капитальных вложений, являются по существу единственным инструментом федерального центра по регулированию пропорций в уровнях экономического и социального развития территорий.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капитальные вложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

- совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

- авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

- широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

- объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капитальных вложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

- ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволяет в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: