Психоневрологические обследования заключаются в исследовании функций различных отделов нервной системы. Они проводятся в присутствии матери и воспитателя только врачом.
Исследование черепно-мозговой иннервации
При исследовании состояния черепно-мозговых нервов особо важное значение имеют нервы, участвующие в функциях зрения, слуха и речи.
Путем демонстрации ребенку специальных таблиц с буквами, набором цветных дощечек врач проверяет остроту зрения, цветоощущение.
Для исследования остроты слуха применяется такой прием: врач произносит отдельные слова или фразы на определенном расстоянии и предлагает ребенку повторить их. Нормальное ухо воспринимает несложные фразы, произнесенные шепотом на расстоянии 5-6 метров. В сложных ситуациях при оценке зрительной или слуховой функций обращаются за консультацией к специалистам (офтальмологу, отоларингологу), которые применяют для обследования специальные приборы.
Исследование двигательной сферы
Переходя к исследованию двигательной сферы, врач обращает внимание
|
|
• на осанку, походку;
• характер активных и пассивных движений в суставах, их объем, силу, равномерность;
• большое диагностическое значение имеет состояние мышц — их сила и характер мышечного тонуса (повышенный или пониженный тонус), а также состояние рефлекторной сферы.
• обычно исследуются сухожильные, периостальные (надкостничные), кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек.
Сухожильные рефлексы проверяются ударом специального молоточка в определенных зонах, кожные — штриховым движением по коже. Важно установить степень активности рефлексов (повышение, понижение или отсутствие рефлекторной реакции), а также их равномерность с обеих сторон.
В процессе обследования определяется состояние координации:
• симптом Ромберга (стоять с вытянутыми руками и закрытыми глазами);
• пальценосовая проба и др.
Этими методами обследования выявляется отсутствие или наличие парезов (параличей), гиперкинезов.